Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
igorknyazev
5 лет назад

Современные технологии управления: нуждается ли в них Церковь?

Отрывки из книги известного богослова, которая готовится к изданию:

С менеджментом некоммерческих организаций ситуация, увы не самая лучшая. Все передовые технологии и приемы современного управления сосредоточены сегодня в бизнесе, в некоммерческий сектор эти технологии (особенно, условно говоря, в «русскоязычный сегмент») проникают с большим трудом. Тут играет роль и технологическое отставание и языковой барьер. А уж если говорить о церковном менеджменте, то ситуация, подчас просто удручающая. Я надеюсь, что тот первый опыт и методы работы, которыми я поделюсь в этой книге, лишь первый шаг большой работы, я уверен, что в последующих изданиях и материалах мы сможем предложить религиозным организациям, церковному сообществу адаптированные для них современные методы управления некоммерческими проектами, и кроме того, подкрепить все это личным практическим опытом.

Есть в моей книге и попытка преодолеть некоторые особенности того самого «русскоязычного сегмента». Когда в выступлениях эстрадных артистов мы видим, как «наш» человек сначала нажимает все кнопки в купленной новой технике, а лишь затем читает инструкцию, мы справедливо над этим смеемся, но после смеха хорошо бы задуматься над тем, а как это изменить? Ведь мы живем в мире, насыщенным сложными техническими устройствами, средствами коммуникации, и соответственно требующему сложных технологий управления и организации работы. И, когда мы задумываемся над этим, то нам уже становится не смешно. Действительно, если человек, купив какую-то, ну не знаю там, электрорасческу, вначале включает ее в сеть, потом нажимает все кнопки, и только в случае, если он не смог разобраться, обращается к инструкции, нормально это? Мышление такого человека позволит ему эффективно использовать такие системы как CRM? Думаю, нет. Современные системы управления требуют большого количества базовых знаний в разных областях, они требуют их детального изучения, и лишь потом будут эффективны в использовании. Сейчас мы видим, что эти достижения прогресса почти не используются в церковных организациях, здесь, как правило, предпочитают вести дела «по старинке»: пастор, блокнот, адресная книжка в телефоне, электронная почта, и верх прогресса – страничка церкви в интернете. При этом мы слышим сотни и тысячи «стонов со всех сторон», что церковь должна вести евангелизацию, проповедовать, нести людям Слово Божие. Должна, но обязательно ли церковь, при этом, в использовании систем и технологий управления должна оставаться архаичной и не современной? Конечно, нет. Можно конечно, задать риторический вопрос: «Использовал бы апостол Павел программы поиска потенциальных членов общины через базы данных в интернете?», и получить самые разные ответы, и затем спорить о них (риторический потому, что он и не подразумевает ответа). Но если перевести этот вопрос из риторической формы в обычную, то ответ будет очевиден – да! Если бы у апостолов был фейсбук, то, конечно, они бы им пользовались. Апостол Петр писал бы короткие, рубленные тексты, их характер имел бы очень широкую амплитуду колебаний. Он бы пересматривал оценки написанного им, извинялся. Апостол Иоанн писал бы лонгриды, длинные тексты, требующие вдумчивого чтения. Евангелист Лука снабжал бы каждый свой пост красивой фотографией. Апостол Павел ставил бы по три восклицательных знака и обязательно использовал бы смайлики, и постоянно чертил бы в приложении маршруты своих путешествий, отмечая точками место своего сегодняшнего пребывания. И кстати, я часто вижу фотографии с детских служений. Костюмы, сценки, все здорово. Можно только похвалить. Но есть одна закавыка – детей катастрофическим мало. Да и даже из тех, кто с удовольствием разыгрывает сценки Рождества, сколько впоследствии останется в церкви? Проведите опыт – если вы хотите познакомить детей с апостолами, создайте с ними на занятиях аккаунты апостолов. Например, в том же фейсбуке. Дайте детям задание, и они найдет сами всю информацию в интернете: даты рождения и смерти, место рождения, картинное изображение апостола, друзья, привычки, родители, учеба, и пр. Потом, после занятия, можно сделать фото и удалить эти аккаунты, ничего страшного. Можно и продолжить игру, попробовать реконструировать через ведение страницы, аккаунта события из жизни апостолов, их служения. Предложите, и вы увидите с каким воодушевлением и радостью дети займутся этой работой, сколько будут вспоминать потом, разошлют фото сделанного аккаунта друзьям. Сделайте аккаунты на разных языках, заодно дети попрактикуются в английском и т.д. Казалось бы, все очевидно, но, увы, не все так просто.
Технологии стремительно мир, в котором мы живем. Скорость изменений такова, что человек часто просто не успевает к ним адаптироваться, осмыслить. Конечно, церковь не должна пытаться стать этаким «островком старого мира», глупо гордиться тем, что «а у нас ничего не меняется», отсутствие движения вперед, не реформируемость, это вообще не повод для удовлетворения. Это трагедия.

Почему же сегодня, когда мы слышим об использовании современных технологий управления в церковной сфере, мы слышим (как правило отрицательные оценки? «Это подмена Духа Святого на компьютерную рассылку! Иисус не заповедовал нам CRM! Зачем нам это, у нас на каждой службе откровение!» и так далее. Ответ очевиден: увы, сегодня уровень образования служителей в церковной сфере, как правило, намного ниже, чем в бизнес – среде. Увы, здесь нет острой конкуренции (конкуренции за людей, не в виде деления общин и перехода верующих из общины в общину, а конкуренции за души, за обращение людей к Богу). Увы, многие церкви, это, по сути – авторские проекты, которые живут, пока будет жив (или вести активную работу) их автор и основатель и которые не имеют своей целью институционализацию. Т.е. много талантливых пасторов, служителей создают общины и целые сообщества, но все это имеет личный характер и опирается на конкретных людей, как столпов, основы этой организации. Институционализация же, включает в себя выработку правил, методов, применение технологий, которые позволяют организации (в данном случае церковной) вести свою работу независимо от смены лидера, его роли на разных этапах жизни общины.

Тема использования современных технологий управления в церковных организациях для меня стала особенно актуальной после поступления и начала обучения в Гарвардском институте. Имея возможность изучать и применять все самое передовое, что может предложить мир в этой сфере, я особенно отчетливо понял огромную дистанцию, которая разделяет сегодняшний церковный менеджмент и современные реалии. Нам важно понять то, что каждый из нас, христианин, призван Богом к бытию именно в это время, в то время, в которое мы живем, и мы ответственны именно за это время. Бог почему-то именно нам, каждому из нас определил для земной жизни вот именно эти годы, тем самым возложив на нас ответственность за наше время, время, в которое мы живем. Ведь встречи с Богом не бывает в прошлом, или в будущем, с Богом мы встречаемся только сейчас, в точке нашего настоящего бытия. И в этой точке нашей встречи, нашего бытия с Богом и возникает наша ответственность за наше время. И отмахнуться от нее не может ни один христианин. Мы не можем искать поводы для того, чтобы ничего не делать (Бог усмотрит, Бог устроит, на все воля Божья), мы обязаны делать. Сейчас, на нашем поколении, которому выпало жить в потрясающе интересную эпоху перехода общества от индустриальной модели к пост индустриальной, перехода к информационному обществу, наша ответственность – поставить на службу церкви современные технологии и средства. Если мы этого не сделаем, церковь, конечно, продолжит свою жизнь, но мы не выполним тех задач, которые возложило на нас время, а правильней сказать Бог, определив нам это время для земной жизни. Люди, жившие до нас, отвечали за свое время, люди, которые будут жить после нас, будут отвечать за свое, а мы отвечаем за это. Бог, почему-то решил, что именно мы должный жить сейчас, ни раньше, ни позже, а именно сейчас, Бог решил, что мы вместе и каждый из нас подходит именно для этого времени, для решения именно тех проблем, которые стоят сейчас перед церковью.

Мы, конечно, можем использовать цитаты из Священного Писания, если захотим оправдать свою бездеятельность. Ну конечно, можно ничего не делать для Церкви, а зачем, ведь «Врата ада не одолеют ее», и пр. Можно расслабиться, лечь и проводить время в приятных фантазиях о христианах прошлого, или будущего. Можно, но Бог, при встрече, которая у каждого из нас с Ним состоится, вряд ли спросит кого-то из нас: «А до чего ты лежа домечтался, когда фантазировал о христианах прошлого, или будущего? Какие радужные картины своего возможного бытия в прошлом или будущем ты придумал?». Может и спросит, у Бога, конечно, есть чувство юмора, но вряд ли нам будет смешно. Поэтому нам нужно делать и творить сейчас, сегодня, не перекладывая груза нашей ответственности за наше время на будущие поколения, и не пытаясь спихнуть его на поколения прошлого.

1
1.829 GOLOS
На Golos с January 2019
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые