Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
inojoj
6 лет назад

Поговорим о русском кино часть 2

Как и обещал, в этой части мы с вами поговорим о государственной поддержке киноиндустрии в других странах.
Давайте рассмотрим пример Франции - одной из немногих стран, которой хорошо удалось противостоять голливудской экспансии.
В пятерке лидеров по сборам всегда есть два (а в Париже, как правило, три) французских фильма.
Ситуация уникальная. Недаром всякий раз, когда разговор заходит о российском кинорынке, все кивают на Париж. Дескать, надо перенимать опыт.

Вот и замминистра экономического развития Станислав Воскресенский, если верить газете "Коммерсант", ссылаясь на французскую систему, предлагает ввести квоту для российских фильмов: утвердить процент экранного времени, который кинотеатры должны отдать под отечественный продукт.

"Все бы ничего, только во Франции нет и никогда не было системы квотированного проката." Показатель в 43%, который приводит Воскресенский, не квота, а естественная доля национального кино в прокате.
Единственное преимущество для показа собственных фильмов во Франции касается исключительно телевидения: программа по защите национального языка и культуры ежегодно устанавливает процентное соотношение национальных и зарубежных фильмов на телеканалах - и то исключительно на государственных.
На самом деле система господдержки французского кинематографа - а ей уже больше 50 лет - основана на контроле за выполнением простого правила: за кино должен платить тот, кто его смотрит.

Все вырученные деньги поступают в национальный центр кинематографии (CNC). Кроме как от налогов, казна CNC пополняется еще и за счет отчислений с рекламы на ТВ (три процента от коммерческого оборота каждого канала). Это такой киношный общак. Именно из этих денег впоследствии получают дотации молодые режиссеры и продюсеры; обратиться за помощью может и любой состоявшийся деятель киноискусства. Центр выдает некую сумму, которая может стать хорошим первоначальным вкладом в новый проект и с которой куда проще искать соинвесторов.
По словам Андре Румави из крупнейшей дистрибьюторской кинокомпании Франции UniFrance Film (www.en.unifrance.org/ ), такая облегченная система финансирования позволяет выпускать почти 200 национальных фильмов в год. "Это же по два фильма в неделю, - подчеркивает он. - Так много, что нам никакие квоты в прокате и не нужны".

Британский опыт

А вот пример государственной поддержки кино в Британии

В Великобритании есть три крупные общегосударственные институции, занимающиеся государственной поддержкой кинематографа, не считая региональных фондов. Пожалуй, основной из них является Британский Институт кинематографии (British Film Institute (BFI). Организация была основана еще в 1933 году и была частным предприятием.
При Институте кино действует один из наибольших киноархивов мира – Национальный архив Британского Института кино (BFI National Archive), в котором хранится около 50 тыс. художественных, около 100 тыс. документальных картин, а также 625 тыс. телевизионных программ.
Британский Институт кино финансируется из трех источников. Первым является Министерство культуры, медиа и спорта (Department for Culture, Media and Sport), которое выделяет около £20 млн. в год. Помимо этого на поддержку кинопроизводства в Великобритании предусмотрен процент с продажи кинобилетов, а также процент с национальной лотереи (в 2012 году сумма составила около £25 млн.).

За государственную поддержку производства и дистрибуции отвечает также Национальное агентство по вопросам кино – British Film Comission. В Великобритании действует система наличного возврата вложенных средств, предлагающая на сегодняшний день продюсерам до 25% возмещения. Государственная поддержка в Королевстве выделяется на развитие проектов, на производство полнометражных и короткометражных игровых и документальных проектов, дебютных фильмов и международных копродукций, также гранты даются на фестивальную дистрибуцию, на цифровые и кросс-медийные проекты. Также отдельная сумма выделяется на Joint Venture Scheme – схему поддержки сотрудничества между продакшн-компаниями и дистрибуторами, в том числе и по работе над низкобюджетыми лентами.
Финансирование же самой институции происходит тремя путями. Film London получает инвестиции от Городской администрации, от Британского института кинематографии, также Комиссия попадает под действие программы общественного финансирования от Arts Council England. Это общая программа поддержки креативных индустрий, начиная с литературы и театра и заканчивая кинематографом, построенная преимущественного на перераспределении средств, полученных от Национальной лотереи и британского правительства. Так, в период с 2015 по 2018 гг. планируется, что суммарные инвестиции в культурную сферу в Великобритании составят £1,8 млрд.

Немецкая система подсчета баллов

Немецкий федеральный совет по кино (FFA) — независимая общественная организация, которая распределяет деньги на поддержку национального кинематографа — поддерживает производство немецких фильмов всех жанров. Поддержка распределяется по двум направлениям — финансирование отдельных проектов и автоматические субсидии продюсерам, чьи фильмы уже показали хорошие результаты в прокате, получили награды или демонстрировались на многочисленных фестивалях.
Для получения первого типа поддержки необходимо убедить отборочный комитет в качестве сценария, маркетинговой концепции и способности привлечь финансирование из других источников. Например, продюсеры могут обратиться за субсидией в региональные фонды, фонды других европейских стран или общеевропейский фонд поддержки кино Eurimages. Полнометражным проектам FFA выдает займ в размере до одного миллиона евро, который нужно выплатить, однако условия этой выплаты очень гибкие.

«Деньги, которые ты возвращаешь обратно в фонд, во-первых, можно вернуть достаточно поздно, во-вторых, их кладут на специальный счет, с которого потом можно брать деньги на свой следующий проект, если предыдущий был успешен», — рассказывает продюсер и режиссер Файт Хелмер.
Важным условием получения поддержки является то, что мировая премьера картины состоится в Германии на немецком языке, либо лента будет представлять Германию на международном фестивале. В среднем в год в FFA поступает около 130 заявок на финансирование. Решение о грантах комитет принимает пять раз в год. С 2007 года треть поддерживаемых FFA проектов — это международные копродукции
FFA также поддерживает прокат национального кино с помощью возвратных субсидий в размере до 600 000 евро, которые можно потратить на изготовление фильмокопий, маркетинг и продвижение. FFA может обеспечить 40—50% бюджета на дистрибьюцию, 30% продюсер или прокатчик должны инвестировать самостоятельно. Помимо возмещения расходов на печать копий и маркетинг, FFA предоставляет поддержку в продвижении фильма с помощью эфирного времени для рекламы на телевидении и в средствах массовой информации на основании соглашений с телеканалами (как с общественными, так и частными), с радио и другими площадками. Обычно подобную медиаподдержку получают только те релизы, которые выходят в прокат хотя бы на 25 копиях. Помимо FFA, поддержку в прокате немецкому кино осуществляют и региональные фонды.
Заявку на поддержку в прокате подает непосредственно дистрибьютор, решения принимаются соответствующим комитетом FFA по дистрибьюции/маркетингу, который состоит из представителей киноиндустрии. Дедлайнов в течение года несколько, однако важно подать заявку до старта промокампании. Успех проекта в прокате также ведет к получению поддержки на прокат следующих проектов, для чего создана специальная система подсчета баллов, учитывающая количество зрителей, посмотревших ленту, в том числе и на фестивалях.

Торжество отечественного производителя в Финляндии

Современное финское кино стремительно развивается. Выпуск фильмов увеличивается, крепнет профессионализм, проявляется оригинальность в выборе тем и стилей. В настоящее время в Финляндии ежегодно выпускается в среднем 8 полнометражных игровых лент, большое количество телевизионных, короткометражных, документальных и мультипликационных фильмов.
Национальный комитет по кинематографии, созданный в 1969 году, каждый год представляет Финляндию на крупных кинофестивалях, организует фестивали и в самой Финляндии, оказывает содействие в поиске зарубежного зрителя.
К достижениям следует отнести фильм “Собачий педикюр” (2004) одного из лучших современных режиссеров Марку Пёлёнена. Фильм снят по одноименному произведению современного философа-юмориста ВейккоХуовинена, известного своим ироническим взглядом на финское общество. Его герои - финны со странностями, живущие, как правило, на востоке Финляндии, откуда родом сам писатель.
Главный герой картины Мертси - неисправимый идеалист - живет своим долгом. Однажды Мертси приезжает в дом к своему другу Кусманену и находит записку: разрешение остричь когти его псу. Мертси воспринимает шутку друга всерьез, причем относится к заданию настолько серьезно, что не справляется с ним: собака кусает его за руку. И все же Мертси не отчаивается. Встретив лечившего его во время войны доктора, герой весело машет ему забинтованной рукой, словно хочет сказать: “Жизнь может укусить тебя, но, несмотря ни на что, она продолжается”.

Согласно отчету за 2016 год, ФФК поддерживает до 40% бюджета фильма. Остальные деньги вкладывают телекомпании, дистрибьюторы, международные или местные фонды, а также сами продюсеры. В среднем ФФК выделяет деньги для 80 картин в год. Финансируются не только полнометражные художественные фильмы, но и анимация, короткий метр, документальное кино и телесериалы. В частности, в 2014 году ФФК получил от министерства культуры около 26,5 млн евро. Из них 22,5 миллиона ушло на поддержку кино- и телепродукции, а оставшиеся деньги фонд направил на поддержку кино Финляндии в мире (фестивали и прочее). То есть минкульт Финляндии выделяет бюджет ФФК, который уже самостоятельно распределяет его без контроля сверху.
В 2016 году финские кинотеатры посетили 8,7 миллиона зрителей. Было показано 190 фильмов, самым кассовым из которых стал мультфильм «Angry Birds в кино». На втором месте — «Дэдпул». Количество зрителей фильмов, снятых при поддержке ФФК, составляет 2,5 миллиона.
С 2016 года ФФК возглавляет Лассе Сааринен, к которому пресса изначально отнеслась недоверчиво из-за его политического бэкграунда. Однако чиновник показал отличные знания кинематографа и был в итоге избран на важный пост. Сааринен утверждает, что намерен поддерживать баланс между коммерческими и авторскими фильмами, который существовал и до него. Менять радикально направление финансирования он не собирается. Он также планирует отстаивать независимость ФФК, поскольку министерство культуры Финляндии недавно попыталось изменить существующую модель работы с фондом. «Независимость — важная часть в принятии решений, помогающая сохранить гибкость», — считает Сааринен.

Японский внутренний туризм

В затянувшейся войне за зрителя японские мейджоры давно смирились с тем фактом, что национальные телеканалы сильнее, богаче, могущественнее. В самых дорогих японских проектах зачастую можно заметить, что первым в титрах идет не киностудия, а один из самых топовых японских телеканалов, который поверил в проект, вложился в него и теперь будет крутить фильм следующие 20—30 лет. Одним словом, дюжая часть японских картин снимается в расчете на то, что на большой экран они никогда не попадут — либо будут продаваться на видеоносителях (что при почти полном отсутствии пиратства не так страшно, как в иных странах), либо уйдут сразу на ТВ.
В Японии нет квот на продвижение национального продукта. Хочешь снимать конкурентоспособные фильмы — крутись и выживай. Максимум, что сделало правительство за последние полвека, — ограничило киношный экспорт 48 процентами. Соответственно, у национальных фильмов есть 52%, но это совсем не значит, что им светит много сеансов в прокатной сетке. Скорее всего, как раз наоборот. Японцы любят американское кино. По количеству потребляемого голливудского продукта они много лет оставались второй нацией в мире. Теперь третьей. Но лишь потому, что китайских зрителей стало внезапно в десять раз больше. По статистике 2005 года, доходы от проката японских фильмов в кинотеатрах составляли всего лишь 5% от общей прибыли. Еще 12% от доходов приходили студиям от релиза на цифровых носителях. Основная статья доходов от большого кино (78%) — это деньги, пришедшие от продаж продукта на телевидение.

В Японии никто не будет стараться, чтобы фильм обязательно окупился в прокате, принес дивиденды и непременно был продан за границу. Но тогда почему в Японии снимается столько инди-кино, которое вряд ли попадет даже в телевизор? Почему японские инди-фильмы самые многочисленные после американских? Ответ простой: правительству плевать на кинобизнес как на бизнес. Для японских чиновников киношники — это не статья доходов в бюджет или элемент национальной пропаганды, а скорее источник повседневных проблем, для которых весь правительственный аппарат, собственно, и функционирует.
Киношники как дети малые. Ежедневной работой с ними занимаются аж пять министерств: министерство экономики, торговли и производства, министерство туризма, земель и транспортных средств, министерство почты, телекоммуникаций и прочих связей с общественностью, агентство по вопросам культуры, а также комиссия по контролю за торговлей. Чиновники из этих организаций курируют весь процесс, проводят бумажную работу.
Занимаются ли они вопросами, связанными с прокатом? Практически нет. Вкладывают ли они бюджетные деньги? Зачастую да. Есть, например, организация UniJapan, работающая на базе федерального правительства. Она каждый год организует сертифицированные программы, предоставляющие госфинансирование для инди-проектов суммами по 500—600 тысяч.
Не углубляясь в нюансы этого финансирования, обратим внимание только на один из них, который нам кажется крайне примечательным. Казалось, что может быть общего у киноиндустрии и министерства туризма Японии? Последнее вкладывает нешуточные деньги в развитие внутреннего туризма. У каждого города, даже самого захудалого, есть своя программа развития, свои традиции, свои достопримечательности, свои праздники. И кино играет в этом нешуточную роль, вполне прикладную. Если в российском кино есть Москва, Питер и абстрактная провинция размером в страну, то любой человек, более менее насмотренный в японском кино, с удивлением понимает, что невольно начинает разбираться в географии Японии не хуже, чем ее жители.

Как вы могли заметить, эти страны куда успешнее поддерживают свои киноиндустрии чем российские власти. В следующей части мы разберем создание идеального для Росси способа создания и поддержки своего кино

0
0.000 GOLOS
На Golos с September 2018
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые