Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
7 лет назад

Легендарный принц Сётоку - великий реформатор, приведший Японию к свету.

Доброго времени суток, дорогие читатели и участники сообщества @istfak!

 Меня зовут Влад, более известный как @vood.one, и раз уж мне выпала возможность написать первый пост для сообщества Истфак, то я хотел бы посвятить его истории Японии, так как историческое развитие именно этой страны, такой необычной, мне интересно больше всего. В частности, сегодня я расскажу вам о великом человеке - принце Сётоку - сыгравшем одну из ключевых ролей в становлении и развитии ныне передового государства Япония. Как для нас с вами Петр I в силу своих заслуг перед Россией является одной из крупнейших величин в отечественной истории, так и в Японии принц Сётоку до сих пор почитается как легендарный правитель, давший толчок развитию страны. Начнем!

 В середине VI века нашей эры Япония, тогда еще будучи совсем молодым государством, называющимся Ямато, оказалась раздираема внутригосударственными противоречиями — из Кореи в Японию начал активно проникать буддизм, что разделило верхушку страны на два лагеря: на сторонников новой веры, и на приверженцев традиционного синтоизма.
 В результате последовавших из этого долгих религиозных войн к трону смог приблизиться предводитель влиятельно клана Сога, Умако-но-Сога, который был ярым представителем приверженцев новой веры. В 570 году он стал министром при императоре, а затем путем дворцовых интриг сверг последнего, победил армию последователей традиционной веры и в течение следующих 23 лет «из-за ширмы» управлял страной, переставляя императоров как ему вздумается. В 593 году очередным правителем Ямато стала женщина по имени Суйко, приходившаяся министру Умако племянницей и в силу этого "поставленная" на престол.

суйко.jpg
Первая императрица Японии Суйко

 Так как это был первый случай в истории Японии, когда императором стала женщина, к ней в качестве регента был назначен принц Умаядо, который вошел в историю под именем принца Сётоку. Будучи обычным регентом при императрице, он, благодаря своему уму и мудрости, возвысился до небывалых высот и стал поистине легендарной личностью, которую в Японии почитают до сих пор. Почему? Об этом я вам сегодня и расскажу!
 Уже в возрасте 13 лет Сётоку под руководством Умако участвовал в битве за торжество буддизма и проявил себя храбрым и умелым воином. Важно было и то, что в отличии от большинства своих знатных соплеменников, Сётоку умел не только превосходно стрелять из лука и махать мечом, но и читать и писать по-китайски, что тогда считалось верхом образованности. Цели принца совпадали с целями Умако-но-Сога: открыть дорогу идущей из Китая и Кореи буддийской цивилизации, тем самым повышая культуру Японии. К слову, во многом из-за этого Сётоку стал первым за очень долгое время правителем, который прекрасно ужился с Умако и правил с ним рука об руку.

сетоку.jpg
Принц-регент Сётоку с сыновьями

 Теперь, когда в высших эшелонах власти царило единодушие, давно назревавшие реформы стали возможными. Первый шаг Сётоку был направлен на то, чтобы привести страну к окончательному миру и прекратить постоянные религиозные прения во всех сферах общества, ибо только приведя государство к спокойствию можно было приступать к созиданию. По настоянию принца-регента, императрица Суйко (которая, к слову, не обладала никакой самостоятельностью) издала указ, обязавший знать по всей стране относиться к буддистам и буддизму терпимо, проявляя к новой вере надлежащее уважение.
 Важно отметить, что при этом традиционную религию - религию синто - никто не отменял и не притеснял, она даже сохранила свой статус официальной (к слову, вплоть до середины 20 века), но император отныне стал считаться как верховным жрецом синто, так и наместником Будды в Японии. Он стал «дважды божественным», чему императорская власть была, в общем-то, рада, и никаких «но» не последовало. То же касается и знать, которая отреагировала на подобный «компромисс» достаточно добродушно. Таким образом, и буддистские кланы, и кланы, сохранившие верность синто, не получили оснований для недовольства. В вопросе о вере в государстве Ямато установился мир, и многие феодалы-синтоисты вскоре даже начали строить на своих территориях буддистские храмы — кто же откажется от дополнительной божественной помощи и покровительства?
 К вопросу о храмах новой веры, в которых сосредотачивались библиотеки и школы (а это приводило к повышению образованности в стране) - они строились на средства казны, чтобы население Ямато умнело и просвещалось. Самым знаменитым из храмов сегодня является построенный Сётоку храм Хорю-дзи, сооружение которого завершилось в 607 году. В далекой древности на территории храма Хорю-дзи находился дворец принца.

хорюдзи.jpg

Храм Хорю-дзи*

 Сам Сётоку, став правителем, также не забывал о самообразовании. Помимо буддистских текстов, он штудировал религиозные и философские трактаты даосизма, конфуцианства, и даже изучал астрономию и географию! Когда Сётоку почувствовал себя в силах учить других, он стал передавать молодым монахам и учащимся храмовых школ все, чему научился сам. До наших дней даже сохранился текст одной из его лекций, и многие ученые полагают, что эти строки и впрямь написаны рукой самого Сётоку. Принц писал по-китайски и его во многом можно считать первым японским писателем. Только через 200 (!) лет будет разработана система письма на уже японском языке с помощью все тех же иероглифов, но уже модифицированных.
 Но что мы все о религии да об образовании! Ведь принц-регент не забывал и о делах государственных. В 603 году он ввел в Японии заимствованную у китайцев систему разделения на ранги придворных, воинов и чиновников. Важно отметить, что придворным ранги присваивались не столько от знатности происхождения, сколько из-за личных достижений и заслуг перед троном. Реформа эта имела сугубо практическую цель: сократить число государственных должностей, находившихся издавна в руках бестолковых представителей знатной аристократии, чтобы назначить на их места людей толковых и умных. Что-то похожее спустя тысячу с лишним лет сделает один наш великий император...
 В 604 году Сётоку издал «Законоположения в семнадцати статьях» - кодекс, основанный на продуманных извлечениях из дюжины китайских трудов по философии, литературе и истории. Сётоку предписал своим подчиненным беспрекословно повиноваться императору, почитать учение Будды, прислушиваться к словам советников и работать прилежно и допоздна. Также, «Законоположения» предписывали чиновником не брать взяток, не поддаваться гневу и соблюдать меру в наказаниях для провинившихся. Но самым главным среди всего этого является сам факт того, что «Законоположения в семнадцати статьях» - это первый в истории Японии свод законов, на основе которого в дальнейшем создавались новые своды и предписания!!! И создан он был именно принцем Сётоку.
 Одним из важнейших достижений Сётоку считается то, что он сумел установить через своих послов прямые связи с Китаем, минуя существовавшее сотни лет посредничество корейских властителей. «Дипломатическая блокада» была прервана, что естественно способствовало росту экономики, образования, науки — в общем, цивилизации в Японии. Налаживание отношений с Китаем открыло для государства Ямато необозримую сокровищницу китайской цивилизации, и такой случай упускать было нельзя — вместе с послами, Сётоку отправил в Китай монахов и ученых, чтобы те узнали о Поднебесной как можно больше. Многие из этих молодых людей провели на чужбине десятки лет, и лишь потом возвратились на родину, чтобы передать землякам накопившиеся за столько лет знания. Эти люди, «великие умы», и заняли ведущее место в дальнейшем развитии японской культуры и науки.
 Спустя несколько десятилетий посланники Сётоку привезли из Китая в Японию письменность, законы, философские концепции, искусство врачевания, астрономические знания, переняли календарь, архитектуру, изобразительное искусство и даже стиль одежды. Темпы культурного роста Японии в период правления Сётоку можно сравнить разве что с темпами ее промышленного развития в XIX-XX веках. И в том и в другом случае талантливые представители японской молодежи проходили обучение за границей, после чего возвращались на родину, чтобы обновить ее и дать толчок наращиванию ее могущества и авторитета в мире. И в VII, и в XIX веке японцам приходилось догонять ушедшие далеко вперед зарубежные страны, и в разные эпохи они одинаково успешно справлялись с этой задачей под руководством сильных и мудрых правителей, стремящихся обеспечить своей стране передовые позиции в мире.
 О последних годах жизни Сётоку нам мало что известно. Мы знаем, что по распоряжениям принца и его министра сооружались дороги и мосты, водохранилища и оросительные каналы, высаживались сады, даже началось производство шелка, которое прежде считалось монополией Китая! В 620 году принц написал 2 книги по истории Японии и императорской династии.
 В марте 622 года принц Сётоку заболел неизвестной инфекционной болезнью. На смертном одре он, призвав к себе своих сыновей, обратился к ним с последним наставлением: «Избегайте всякого зла, творите же всяческое добро». После этих слов великий просветитель, давший невероятный толчок развитию государства Ямато, погрузился в вечный сон...

сны.jpg

Павильон Сёрёин на территории храма Хорю-дзи. Именно там по приданию обитает душа принца Сётоку*

 Весть о смерти принца-регента поразила всю Японию. Автор древнейшей японской летописи «Нихон сёки» писал: «Пахарь в поле бросал свою мотыгу, а женщина, толкущая в ступе зерно, откладывала в сторону свой пест. Старики облачились в траур и горевали так, словно утратили свое дорогое дитя, а молодые скорбели, словно об умершем отце или матери». Ушел из жизни великий человек, добрый и честный правитель, который принял Японию разрозненной и варварской, а отдал цветущей и цивилизованной.
 Вскоре после смерти, каждый буддийский монах начал прославлять имя главного защитника и распространителя буддизма принца Сётоку. К 700 году он был провозглашен отцом японского буддизма и обожествлен. Вскоре, начали появляться многочисленные легенды, которые не только воспевали реальные достоинства принца, но и наделяли его способностью творить чудеса.
 В качестве вывода же хотелось бы сказать, что и без обожествления роль Сётоку в истории становления Японии как государства исключительно велика. Когда в 593 году он стал регентом, страна была сплошь неграмотной и изолированной от мировой цивилизации, не говоря уже о внутренней смуте. Уже полвека спустя стараниями Сётоку Япония превратилась в одну из великих цивилизованных держав Восточной Азии. За невероятно короткий срок японцы под руководством Сётоку смогли обогатить свой мир понятиями религии и философии буддизма, накопленные за многие столетия, а в Китае заимствовали несметные богатства знаний, наук и искусств, сумев все это не просто украсть, а переработать на своей почве и развить пуще прежнего. При всем при этом, государство Ямато не стало вторичностью, нет - японцы не забыли свои собственные традиции государственности и свою древнюю религию, чем сохранили свою уникальность и неповторимость!
18
282.089 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (16)
Сортировать по:
Сначала старые