Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
5 лет назад

Австро-венгерские военнопленные на Урале (рассказ очевидца). "Троянский конь"

Автор @laracraft

Начало 


"Я думал, что наступает мой конец. Что делать? Бежал я перед этим чудовищем, чтобы спастись, как вдруг на одной лесной поляне увидел коней, которые там паслись. Это мне и спасло жизнь. Я подошел к одному коню и — отрезал ему голову. Через его шею я влез в живот коня. Чудовище прошло мимо, и после некоторого времени я вылез из коня. И так я очередной раз остался в живых".

Из коня вышли солдаты и открыли изнутри ворота, впустив нападавших. Выражение «Троянский конь» теперь означает подарок, приносящий вред.

«Все это возвестил Калхас собравшимся ахейцам и посоветовал им перестать действовать силой, а прибегнуть к хитрости. Одиссей согласился с мнением провидца и посоветовал обмануть троянцев притворным отступлением. И по совету Одиссея художник Эпей соорудил из дерева прекраснейшего высокого коня с такой пространной утробой, чтобы в ней могли поместиться смелейшие из ахейских героев. Остальное войско должно было сжечь свой стан и, удалившись на остров Тенедос, ждать поры, когда можно будет подать помощь друзьям. «Покажите же теперь свое мужество, вожди данайцев!». Вошли в чрево коня, чтоб положить конец брани. Скрыться в этом убежище страшнее, чем выйти в открытой битве навстречу врагу. Кто не желает, может отплыть к Тенедосу. Когда утроба троянского коня наполнилась вооруженными мужами, Эней отдернул лестницу и закрыл отверстие. Молча сидели герои в темном пространстве, предаваясь то надежде, то страху. Остальные ахейцы сожгли палатки свои и подняли паруса, чтобы скрыться за островом Тенедосом в засаде». (Г. Штолль «Мифы классической древности»)

В 1917 году русская армия перешла в наступление, добиваясь значительных успехов. Прорыв фронта создал опасность удара российских войск в тыл австровенграм, которые начали отступать. Австро-венгерская армия была разбита. В июне она была отброшена за реку Пьяве. А в некоторых местах отступление превратилось в бегство австро-венгерских войск.

По официальным данным Военного министерства Австрии, потери Австро-Венгрии в Первой мировой войне составили — 2211 тысяч пленными и пропавшими без вести. К маю 1918 года австро-венгерские потери пленными к этому времени британская сторона оценивала в 1,8 млн человек. Из этого числа всего лишь 20 тысяч за этот период взяли в плен союзники на Итальянском фронте.

Россия вместе с союзниками была близка к победе в Первой мировой войне. Когда же в стране утвердилось двоевластие Временного и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, развал армии и флота усилился. А приход к власти большевиков, Декрет о земле, перемирие с немцами, демократизация и демобилизация армии «произвели на всем фронте своего рода землетрясение, перевернувшее весь кое-как еще державшийся порядок».

Потери Австро-Венгрии на Восточном (русском и румынском) фронте с 1914 по 1918 год составили 311 678 убитыми, 1 194 147 пропавшими без вести. В марте-ноябре 1918 года из России в Австро-Венгрию было репатриировано 725 тысяч бывших австро-венгерских военнопленных. Из Владивостока на 42 кораблях было репатриировано в Европу 72 644 бывших австро-венгерских военнопленных (3004 офицера и 53 455 солдат и прапорщиков Чехословацкой армии). Из России не вернулось более 4 тысяч бойцов чехословацкого корпуса — погибших и пропавших без вести.

Множество военнопленных оказалось на Урале и Сибири: «Члену военной комиссии при федерации иностранных групп РКП по формированию интернациональной армии. Доклад: «Командир Караульного Батальона сообщил, что рота Интернационалистов (130 человек), находящаяся до сих пор в распоряжении штаба 3 армии, на днях будет препровождена в мое распоряжение».

На территории села Шурала воевали части 3-й армии РККА. Местные жители, которые защищали свое село, были похороненны на сельском погосте. Шуралинцы были отпеты священником Алексеем Бирюковым с разрешения комиссара Красной армии Ходич.

Читаем «Документы иностранных коммунистических секций на Урале»: «Протест в ГубЧК: На собрании, состоявшемся в Секции Иностранных коммунистов, арестованы четыре Командира 1-го интернационального батальона — Товарищи ХОДИЧ, ВАРАДИ, ЛАНГЕР и НАДЬ. Президиум Секции, а также остальные Товарищи командного состава, протестуют против таких принимаемых мер и так же арестов. С арестом этих четырех Товарищей 1-й интернациональный батальон остается без всякой Команды и в безвыходном положении. Собрание требует немедленного расследования дел этих товарищей. И сообщить о причине ареста в Секцию иностранных Коммунистов в срок до 24 часа».

Огромное количество военнопленных возвращались на Родину: «Телеграммы из Москвы. 11 мая 1920 года восстанавливается планомерный обмен германских и австрийских военнопленных и гражданских пленных на русских пленных, оставшихся за границей, по расчету эшелон на эшелон. Пункт передачи — Нарва. Председатель Центрэвака Член Коллегии Наркомвнудел ЭЙДУК».

Медведь и волки

Другой раз мой дедушка выжил опять благодаря своему мужицкому уму и своей силе. Одним из персонажей его рассказа на этот раз русский медведь. Мой дедушка с русскими медведями часто встречался.

Опять все это было в огромных русских лесах: «И шел я как-то большим лесом, конца и края ему нет. Везде темно, как вдруг за мной бежит большой медведь. Я тоже побежал. Мне казалось, что этот медведь хочет меня догнать и сожрать. Я же видел, как русские медведи жрали людей! Бежим мы, бежим, но медведь меня не догнал. Я бежал быстрее, чем олень! Вдруг передо мной стоит один домик. Я быстро вошел в него и влез под крышу, где было много сена. И спрятался там, в это сено. Через некоторое время под крышу влез и этот медведь. Я думал — мне конец. Но медведь меня не заметил, я ведь залез в сено. Он стоял спиной ко мне и ...под ним внизу появилась стая волков. Они-то его и преследовали, были голодны и хотели его сожрать.

Мясо из русского медведя очень уж вкусное. Я часто его ел. Волки стали подпрыгивать, хотели влезти наверх, под крышу, а медведь издевался над ними, смеялся им. Волков это очень разозлило, когда он там смеялся. У медведя-то зубы огромные и когда он смеялся с открытой пастью, волков это обидело еще больше. Они страшно выли и все время старались влезть к нам.

Медведь стал бросать в них сено. Но он меня мог найти и, наверное, он бы меня бросил голодным волкам. Тогда я быстро поднялся, крепко обнял медведя и всей силой бросил его вниз волкам. Они его моментально разорвали на кусочки, сожрали этого медведя и сытые, довольные ушли обратно в большой лес. Я после этого вышел из домика и пошел дальше — жив и здоров».

В символике текста:
"Волк сильное и опасное животное, которое вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны, волк — тотемный предок славянских племен, а с другой — опасный зверь, внушающий страх и уважение. Одна из разновидностей славянского боя — «волчий бой», является одной из самых опасных тактик боя, когда все строится на скорости, на опережении противника, не предполагавшим защиты в принципе. Вместо щита в таком бое обычно брали второй меч или легкий топор. В целом образ волка связывается с символикой войны. Волк олицетворяет воинскую доблесть, так же как для христианских народов Европы серый хищник стал общепризнанным символом разбоя. «Солдат, как волк; где попало там и рвет» — одна из пословиц, собранных в энциклопедии В. И. Даль. Зубы, кости и шерсть волка у славян считались оберегами от злых чар и болезней, он считался пожирателем злых духов, а встреча с волком в пути — добрая примета. Это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату — коня или скот. Волк часто выступает в роли магического персонажа, связанного, в том числе, и с воинским искусством. Волк так же воплощал алчность и жестокость. «Волчий взгляд» означал недоверие и ужас перед сбившимся в стаи хищным зверем. Несмотря на все это встреча с волками у славян считалось доброй приметой." ( материалы сайта http://www.wolfnight.ru)


Продолжение следует
От редакции : Повествование ведется от лица профессора Прешовского университета Йосифа Сипко (см. Начало )
Изображения из архива редакции и с лицензией ССО


                                    Наш партнёр - торговая платформа Pokupo.ru

 

0
275.883 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые