Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
7 лет назад

Давайте узнаем незнакомку.

В предыдущей статье Каждый историк видит историю по - своему я попытался высказать моё личное виденье тех процессов в среде историков, которые, порой, приводят к неумышленным искажении описания событий, происходящих в тот или иной исторический период существования человечества. Сегодня хочу начать цикл рассмотрения нескольких примеров скорей невнимательности или, порой, просто нежелании более внимательно отнестись к рассмотрению исторических материалов.


Дорого одета, с надменным взглядом...

Наверно один из самых ярких примеров невнимательности для меня является картина Ивана Николаевича Крамского (1837 - 1887). Уже название этой картины вызывает споры. Потому, что в обществе стало давно привычном название "Незнакомка" (видимо под влиянием известного стихотворения Блока). Хотя автор назвал её "Незнакомая".


***

Хочу сразу ответить на возможный вопрос: " А при чём здесь историки? Произведения искусств входят в прерогативу искусствоведения?" Отвечу цитатой из википедии:

Искусствоведение включает всеобщую историю искусств, источниковедение и историографию, иконографию, биобиблиографию, атрибуцию художественных произведений, археологию и хронотопологию искусства.

Так вот. Историки от искусства до сих пор не дали ответ, кто изображен на этой картине. Хотя на мой взгляд ответ довольно очевиден.
Но сначала немного о картине.
Она была нарисована в 1883 году. И осталась не проданной. Как ни странно эта картина не понравилась почитателю таланта Крамсого, меценату Павлу Третьякову. Тому самому основателю знаменитой Третьяковской галереи. Хотя картина Крамского "Христос в пустыне" 1872 года была самой любимой у Третьякова.
Нам трудно сегодня это понять, но по тем временам, картина была воспринята как излишне вызывающая. И тут дело не только в надменном взгляде девушки в коляске. Тут дело в её одежде. Она одета, так сказать, по последнему писку моды на тот момент. Не все модницы того времени могли себе позволить так одеваться.
Бархатный берет "Франциск", напоминающий головной убор аристократов 16 - го века со страусиным пером прикрепленным золотым аграфом с жемчугом. Пальто "Скобелев", очень похожее на генеральскую шинель, явно из дорогого сукна, с мехом соболя. Соболиная муфта, лайковые "шведские" перчатки, массивный золотой браслет на левой руке.
В то время дворянство испытывало экономический спад и девушка на картине выглядит одетой вызывающе дорого. Кстати этот момент лично для меня является доказательством той версии, которой я придерживаюсь.
Легко угадывается месторасположения коляски с девушкой, по силуэту Аничкова дворца, расположенному в Санк - Петербурге.
Общий тон картины звучит как изображение некой столичной, богатой модницы, смотрящей на всех свысока. И это сильно раздражало общество. Ибо в глубине души, изображенная на картине девушка, вызывала зависть своей возможностью жить роскошной жизнью.

Кого изобразил художник?

Существует несколько версий, кто изображен на этой картине.
Екатерина Долгорукая, сначала тайная потом явная и официальная жена российского царя Александра II.


***

Якобы художник рисовал по заказу царя, а после убийства Александра II, картина осталась не востребована.
Глядя на совершенно другие черты лица, нос и губы оригинала, эта версия у меня вызывает серьезные сомнения.
То же самое я могу сказать и по версии, что на картине изображена Варвара Туркестанова — грузинская княжна.


***

Явное несходство просто бросается в глаза.
Не берусь комментировать версию, что на картине изображена курская крестьянка Матрёна Саввишна сумевшая удачно выйти замуж за некоего дворянина Бестужева, так как нигде не нашел её изображений. Но думаю это откровенный миф.

Лично мне кажется, что понять кто изображен на картине, довольно легко. Для этого, историкам от искусства, нужно было сделать небольшое усилие над собой и посмотреть другие картины Крамского. А именно на картины, где художник рисовал свою любимицу - дочку Софью.


***

Лично у меня не вызывает сомнения, что прототипом для картины "Незнакомая" послужила именно она. Потому, что на данном изображении Софьи Крамской, нарисованном в 1882 году, видны явные сходства.
Существует еще одна картина с Софьей, того же 1882 года, на которой сходство с "Незнакомой" не менее явно.


***

Теперь осталось просто включить логику. Девушка на картине "Незнакомая" выглядит царственно, одета очень по богатому, имеет дорогие золотые украшения. И при этом очень сильно похожа на единственную (были другие дети, но все мальчики) и любимую дочь художника. Неужели это все случайные совпадения? Не ужели любящий отец не желает своей дочери безбедную жизнь в роскоши и богатстве?
То что Крамской до самой смерти переживал за судьбу своей дочери, говорит его высказывание, произнесённое не задолго до смерти:

Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию.

Говоря "мастер" художник не лукавил, она действительно с ранних лет проявляла себя в искусстве рисования картин.

Я считаю, что этот пример показывает, что искусствоведам просто недостает внимания или желания разобраться. Более пристально изучить материал. И сделать определённые выводы. Проще сказать, что достоверной информации нет, поэтому установить личность девушки, изображенной на картине, не представляется возможным. И спокойно забыть об этой картине, оставив обывателям пищу для составления всевозможных версий.

С Вами был @gildar
Дальше будет ещё интереснее)


Pokupo: кто знает кенийский?

Недавно интегрировали с платформой Pokupo китайский интернет-магазин. Теперь наш программист Ксения знает несколько китайских диалектов. Приглашаем к сотрудничеству владельцев интернет-магазинов из Кении, Танзании или Уганды - Ксении очень хочется подучить суахили ))
И всех, кому нужен бесплатный русскоязычный интернет-магазин, тоже просим. Телеграм-сообщество Pokupo community - там есть ответы.   
 

0
1060.492 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые