Духовно-нравственная революция идеи прав человека # 5
С учетом основных положений международных правовых актов, в которых закреплены неотъемлемые права и свободы человека, была провозглашена в России Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 г.
Страны Содружества Независимых Государств подписали Конвенцию о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г. Основные права и свободы человека, которые были закреплены в международном праве, нашли свое отражение в национальных законодательствах и конституциях многих государств.
Подписание соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), 8 декабря 1991 года.
За весь период становления идеи прав человека были закреплены в национальных и международных правовых актах в основном так называемые права тела и отчасти права души и духа человека (свобода совести и вероисповедания, свобода творчества), которые длительное время не подлежали конкретизации и расширительному толкованию.
К большому сожалению, религиозные институты, в том числе и Русская Православная Церковь, входящая в дореволюционную царскую государственную систему, не раскрыли свободу совести и не выделили в отдельную группу прав человека права души и духа человека, что было необходимо незамедлительно сделать для защиты архиважной для человека духовно-нравственной сферы.
Это промедление привело к появлению духовно и нравственно деградирующего поколения людей, ставшего основой национализма, фашизма, авторитарных режимов, криминальных и террористических группировок.
А. Г. Поляков о положении РПЦ до Октябрьской революции отметил следующее: «Русская Православная Церковь до Октябрьской революции была по своему статусу государственной. Российское правительство последовательно использовало Церковь как политический инструмент, призванный стабилизировать положение в стране».
«Русской православной церкви, как и другим религиозным общинам в Советском Союзе, начиная с 60-х годов XX в. (и особенно интенсивно в 70-х годах) пришлось самым разнообразным образом сталкиваться с проблемой прав человека. Это касается всех автокефальных православных церквей в странах, находившихся под властью коммунистических режимов (Грузии, Румынии, Болгарии и Сербии)».
Ю. Н. Макаров в своей докторской диссертации указал, что «Отношение Советского государства к религии как к явлению, чуждому социализму, его идеологии, политике, образу жизни и нравственности, приводило к перерастанию мировоззренческого противостояния в русло политической конфронтации, порождая желание решать идеологические проблемы волевыми усилиями». Такой явный конфликт сохранился до распада СССР.
Закрепление в российском законодательстве права на свободу совести и вероисповедания, так или иначе, сглаживало углы между противоборством науки и церкви, человеком и государством, государством и обществом.
Окончание следует
Об авторе: Ивентьев Сергей Иванович . Советник Российской академии естествознания, член Российского философского общества (г. Казань).
Редакторы: @borisov-a @fomichev аккаунт @uraloved ("Вестник истории Верхотурского уезда")
Шеф-редактор Сообщества Истфак @nikalaich