История организации управления Русской Православной Церкви. ч. 1. Крещение Руси
Этот цикл статей адресован тем, кто изучает историю Россию прежде всего с целью понимания сути происходящих в ней в настоящее время процессов. Мы шаг за шагом изучим тему, проследим эволюцию РПЦ, выясним как она в разные периоды времени взаимодействовала со государственной властью . Введение ЗДЕСЬ
С христианской религией Русь была знакома задолго до своего "крещения". В X веке в русских городах , по крайней мере в Киеве, уже существовали христианские церкви. Например, церковь святого Ильи (ныне Свято-Ильинская ) упоминается ещё в договоре меж Русью и Византией 944 года.
Княгиня Ольга, вдова Игоря Рюриковича, став после смерти мужа во главе государства, приняла христианство и совершила обряд крещения. Так же христианами была часть дружины киевского князя.
Принятие христианства как государственной религии связано с сыном Святослава Игоревича от простолюдинки (ключницы Малуши), великим князем киевским Владимиром (980-1015 г.г.), который первоначально был противником распространения христианства. Им была проведена реформа языческого культа, направленная на его консолидацию с целью противостояния христианству.
Князь создал в Киеве Пантеон верховных, по его мнению, божеств. В летописи сообщается:
«Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились».
Попытка противостоять распространению христианства путем создания интернационального языческого Пантеона , олицетворяющего новые социальные отношения раннефеодального общества, провалилась. Многочисленные племена и народности, объединенные в единое целое волей центральной власти, хоть и были язычниками, но оправляли разные религиозные культы, и главенство Перуна, почитаемого Киевом, признавали не все.
А время было неспокойное. Войны с Волжской Булгарией, с только что созданным Польским государством, а так же плюс постоянные набеги кочевников-печенегов требовали нового подхода к идеологическому "освящению" княжеской власти. Владимир осознал, что удерживать под властью Киева все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужно было что ещё, на уровне идеологии. В христианстве князь увидел скрытые возможности, новый политический инструментарий.
Помимо этого оказывалось существенное давление давление со стороны Византии, на дочери императора которой (по другим сведениям -племяннице) Константина IX Мономаха собирался жениться киевский князь.
Совокупность факторов в итоге подтолкнула Владимира к принятию христианства и объявления его официальной религией.
Хронология событий неизвестна, данные были утеряны в Киевской Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», картину восстановить на сегодняшний день не представляется возможным. Поэтому , поскольку данный исторический период не является объектом исследования данного цикла, будем придерживаться общепринятой историческим сообществом хронологии.
Вместе с княгиней Анной Корсунь для крещения князя Владимира приехал посланный "патриархом Цареградским" Николаем Хрисовергом митрополит Михаил, впоследствии первый митрополит Киевский и Всея Руси . Совершив обряд над князем он прибыл Киев для крещения киевлян.
Крещение дружины князя Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи
Иларион, митрополит Киевский (1051 — 1055), автор «Слова о законе и благодати», писал о том, что крещение не было добровольным:
" ...никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью".
Но в некоторых городах замена привычного культа новым встречала яростный отпор . Например в Новгороде. Крестил его жителей епископ Иоаким или митрополит Михаил-точно установить на данный момент невозможно, Иоакимовская и Никоновская летописи противоречат друг друг другу.
Но в описании основных событий они солидарны. Всё происходило достаточно жёстко. Силовую поддержку священнослужителям оказывали княжеские воеводы Добрыня и Путята. Мероприятия по крещению жителей Новгорода наглядно показывают излюбленные методы наших властей , во все времена неимзменные.: " Путята крестил мечом, а Добрыня огнем ".
И.Глазунов. Крещение Новгорода
Автор @laracraft
Список использованной литературы
- «Русская православная церковь», - Буевский А.С., Иванов В.В., игумен Иннокентий.
- «История России с древнейших времен до конца XVII века», - Сахаров А.Н., Дмитриенко В.П.
- «От Руси к России», - Гумилев Л.Н.
- «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», - Костомаров Н.И.
- «Курс Русской истории», -Ключевский В.О. Изображения с лицензией ссо