История Верхотурских тюрем . Введение
Верхотурье — старейший город Свердловской области (основан в 1598 году). Когда-то по своей территории Верхотурский уезд практически равнялся нынешней Свердловской области (52822 кв. версты), а в 90-с годы прошлого века старый герб Верхотурья с небольшими изменениями "перекочевал" на областной герб.
Сейчас много говорят о возрождении Верхотурья как духовного центра Урала. И это правильно. Но не надо забывать, что первая церковь в Верхотурье была построена в 1599 году, а первое место заключения появилось почти годом раньше. Можно с уверенностью сказать, что Верхотурье — родоначальник пенитенциарных учреждений Свердловской области.
В ХVII-ХVIII веках через Верхотурье в Сибирь двигалось огромное количество народа, а людишки были всякие. Недаром тобольскому воеводе Черкасскому наказывали из Москвы: «для присланных вновь в Сибирь всех ссыльных людей в Верхотурьс в пристойном месте сделать тюрьму крепкую». То есть тюрьма в Верхтоурье имела общесибирское значение (Урал тогда считался частью Сибири).
В Верхотурье была главная таможня на «государевой дороге» в Сибирь и центр сбора ясака (налога пушниной с коренных жителей). А значит, через Верхотурье в Россию шла вся сибирская пушнина, а это был товар экспортный, для государства по значению сравнимый с нефтью и газом в наше время. Следовательно, и желающих поживиться было предостаточно. Причем, попытки провезти контрабандный товар попали даже в литературу. Так, в малоизвестной книге Даниэля Дефо, продолжающей приключения Робинзона Крузо, описывается попытка героя миновать Верхотурскую таможню и провезти контрабандную пушнину.
Виновных ловили, наказывали,в тюрьму сажали. Тех, кто пытался у коренных жителей вогулов (манси) пушнину силой или обманом отбирать, тоже ловили. А вогулы вместе с татарами и башкирами на русских ополчались. И этих ловили... Казнокрадство, хулиганство, разбои , а тут еще и первый , соответственно самый доходный в Сибири кабак...
Экспозиция Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, посвященная данной теме (на фото мои отец и брат- директор музея)
Так что места заключения не пустовали. А потом и каторжане по Сибирскому тракту пошли...
Кстати сказать, и при монастырях были места заключения. Для своих, " для внутреннего пользования". Да и сам город был местом ссылки от военнопленных и бунтовавших стрельцов до царских невест.
Племянник с "персонажем " экспозиции
В ХХ веке город и район стали местом сосредоточения различных учреждений ГУЛАГ , что позволило Верхотурью вернуть в 1949 голу статус города, утраченный в 20-е годы. К 1957 году число жителей Верхотурья достигало 10 700 человек, чего не было в истории города ни до, ни после. Вплоть до 90-х годов ХХ века каждый второй верхотурец был так или иначе связан с пенитенциарными учреждениями.
В годы советской власти и монастыри были "приспособлены" под исправительные учреждения. Даже Свято-Николаевский мужской монастырь с его Крестовоздвиженским собором, третьим по величине православным храмом России , не избежал печальной участи.
Я видел во что в итоге превратилось некогда поражающее своим совершенством современников ( а ныне потрясающее нас , к сожалению уже местами "новоделом" , в частности уникальный фарфоровый иконостас мастеров предприятия Кузнецова заменен изделием сысертских мастеров ) здание.
В конце 80-х студенты нашего истфака УрГУ принимали участие в восстановительных работах после передачи монастыря обратно РПЦ. Вот таким я увидел тогда знаменитый храм (фото не моё, но так всё и было...)
Всем миром монастырь и собор были восстановлены. Дай Бог, что бы навсегда.
Фото из личного архива и с сайта музея http://vgiamz.ru