Из истории Свято-Николаевского мужского монастыря. XVII век. Храмовое строительство
Автор @nikalaich
Первый монастырский храм — в честь св. Николая Мирликийского с придельным алтарем в честь свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба — освятил основатель Верхотурской обители иеромонах Иона Пошехонец. Источники нам позволяют сказать, что освящение состоялось ранее 1 сентября 1604 года (ранее начала 7113-го календарного года «От сотворения мира»).
Можно предположить, что освящение храма произошло 9 мая 1604 года — «на Николу вешнего». Наличие в Никольском храме Борисоглебского придела в годы царствования Бориса Годунова имело для только что основанного монастыря немаловажное, в известной степени, «дипломатическое» значение (о. Иона не без основания полагал, что наречение одного из храмовых алтарей в честь святых патронов царя поможет выхлопотать казенную «ругу» и поставить новую обитель в ранг «государевых богомолий»).
Несомненно, «черной поп» Иона освятил придельный Борисоглебский престол позднее Никольского. Главную храмовую икону («образ местной») св. Николая Мирликийского для освящения церкви он приобрел («выменял») в Верхотурье. «Местного» же образа же свв. Бориса и Глеба у о. Ионы не было. Иеромонах привез его из Москвы, куда он ездил «бить челом» о государственном вспомоществовании обители. Сроки его путешествия известны.
Иона отправился в столицу 17 декабря 1604 года или несколькими днями позднее, а вернулся в Верхотурье в конце весны – начале лета 1605 года. Стало быть, освящение Борисоглебского престола могло иметь место не ранее лета 1605 года. Возможно, оно произошло 24 июля, когда Церковью поминается «Убиение святых страстотерпец князей руских, обою брату по плоти, Бориса и Глеба, нареченных во святом крещении Романа и Давыда».
В первом из сохранившихся описаний монастырских строений (Писцовая книга М. Тюхина 1624 г.) Свято-Николаевская церковь обозначена, однако, не с Борисоглебским приделом, а с приделом св. Дмитрия Солунского: «За острогом монастырь. А на манаст[ыре] храм Чюдотворца Николы да предел Дмитрея Селунского».
«Дипломатическая» роль посвящения храмов свв. Борису и Глебу со смертью Бориса Годунова отпала, но переосвящение алтарей в память других праздников или святых без особого на то повода явление крайне редкое. Вероятно, Борисоглебский придел не переименовали, а вывели из богослужения — «упразднили» (по крайне мере, о нем, как о существовавшем, но «упраздненном», есть документальные свидетельства начала XVIII века).
Никольский же храм был перестроен и получил новый придел. Причиной перестройки, как кажется, могло быть следующее. В 1614 году случился первый в истории Верхотурья крупный пожар. Город практически полностью выгорел. Вероятно, пламя не обошло стороной и Никольскую обитель.
Монастырская церковь (при том, конечно, условии, что она пострадала от огня) была восстановлена уже с новым приделом св. Димитрия Солунского. Этот святой воин-великомученик особо почитался первыми сибирскими колонистами, являясь, по сути, небесным покровителем Сибири — именно в день его памяти (26 октября) Ермаком была взята столица хана Кучума — Искер. Димитриевский придел упоминается в источниках на протяжении всего XVII века.
Продолжение следует
Изображения из музейных архивов, а так же с лицензией ССО
От редакции : Статьи данного цикла - результат сотрудничества сообщества "Истфак" и коллектива Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника