Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

Музеи кино в западноевропейской культурной традиции

Техническое развитие кинематографа, появление звукового кино способствовало не только обогащению выразительных средств киноискусства, но и расширению пространства функционирования художественных фильмов и кинохроники.

Потребность в хранении и коллекционировании киноматериалов возникла еще в эпоху немого кино, но не была реализована в силу нескольких причин:

· доступности тиражирования кинокартин;

· небезопасности хранения кинолент на горючей пленке;

· быстрого морального устаревания фильмов в ранний период истории кинематографа.

Но уже в начале XX века фильмы становятся многочастевыми и дорогими в производстве, а торговля ими приобретает глобальные масштабы. Постепенно на киностудиях появляются склады, в которых хранятся киноленты, однако кинопромышленники могли, исходя из целесообразности, не только хранить фильмы, но и уничтожать их.

На рубеже XIX-XX веков роль первых кинохранилищ исполняли музеи и библиотеки. Они начинают хранить и активно использовать в своей работе фото-киноматериалы и звукозаписи, комплектовать аудиовизуальные фонды. Например, в Британский музей первые киноматериалы поступили уже в 1896 году. В том же году фрагменты кинолент стали храниться в «Кабинете эстампов» Национальной библиотеки в Париже.

Более целенаправленная работа по организации кинохранилищ проводилась в 1910-е годы. В 1911 году создается киноколлекция в Городском архиве Брюсселя. В 1912 году подобные собрания формируются в музеях Парижа (Лувр), Брюсселя, Берлина, Гамбурга, Ватикана, Праги, в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

После окончания Первой мировой войны в Имперском Военном музее (Великобритания) создается большой фонд военной кинохроники.

Однако назвать эти собрания киноархивами или музеями кино еще нельзя. Подбор фильмов был фрагментарен и случаен, отсутствовала их демонстрация.

В 1920-е годы, когда история кинематографа насчитывала три десятилетия, назрел вопрос, как поступать с увеличивающимся киноматериалом. Кроме того, появление в кино звука привел к кризису немого кинематографа, и уничтожение на киностудиях принадлежащих им немых кинокартин приняло катастрофические масштабы. Спасти положение могли только специальные учреждения, в которых киноматериалы стали бы хранить без субъективной избирательности, проводилась научная экспертиза.

Первыми организациями, популяризирующими идею сбора, хранения и презентации кинематографического наследия, как я уже писала, становятся киноклубы и киноархивы.

Киноклубы начинали консолидироваться в национальные федерации. В 1947 году была создана Международная федерация киноклубов (МФКК). Работа федерации расширила возможности международного сотрудничества в области популяризации визуального наследия.

Первые киноархивы и фильмотеки создаются в 1930-е годы. Это в первую очередь:

· Национальная фильмотека в Стокгольме (1933);

· Рейхсфильмархив в Берлине (1934);

· фильмотека Музея современного искусства в Нью-Йорке (1935);

· Национальная кинобиблиотека в Лондоне (1935).

Наконец, в 1938 году была учреждена Международная федерация киноархивов (Federation Internationale des Archives du Film, FIAF), начавшая активную работу по сохранению и преумножению кинофонда.

Логотип FIAF

Сейчас в FIAF входит больше 100 киноархивов по всему миру, включая Европу, Африку, Северную и Южную Америку, Азию и даже Океанию.

Все учреждения – члены FIAF являются центрами, содействующими развитию и пропаганде киноискусства. В них организуются просмотры, симпозиумы, ведется издательская деятельность – все это открывает возможности для нормального функционирования киноархива.

В основе деятельности FIAF лежит идея спасения мирового кинематографического наследия, которая и определяет тематику встреч и дискуссий, проводимых сторонниками сохранения кинопродукции.

Миссия киноархивов во многом совпадает с задачами музеев кино, но между ними есть существенные различия. Если деятельность кинохранилищ не подразумевает обязательную демонстрацию кинонаследия, а также наличие экспозиционных и выставочных залов, то музеи кино без них немыслимы.

В качестве примера, отражающем процесс формирования из киноархива музея кино, можно привести историю Французской синематеки.

Но об этом в следующий раз.

 Автор – @viromiro

 см. тег "историякино


0
16.114 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые