О родословных корнях святого блаженного Космы Верхотурского. Часть 2
Автор @kraeved
Для верхотурцев, как современников блж. Космы, так и его потомков дата преставления святого — 8 декабря 7188 (1679) г., была хорошо известна. Однако при пересчете этой даты в систему летоисчисления «от Рождества Христова» почитателями блаженного в XVIII–XIX вв. была допущена небольшая неточность.
До конца XVII в. на Руси применялся счет лет «От Сотворения мира». Между счетными годовыми системами «От Сотворения мира» и «От Рождества Христова» по традиции лежит разница в 5508 лет. Но год «От Сотворения мира» начинался с 1 сентября. С этого дня менялось и числительное года. Год же «От Рождества Христова» начинался позднее — с 1 января, а стало быть, его «цифра» переводилась только четыре месяца спустя начала соответствующего ему года «От Сотворения мира».
Поэтому, если мы имеем точную (с месяцем) дату «от Сотворения мира» и если эта дата лежит во временном промежутке с 1 сентября по 31 декабря, то при пересчете лет в годовую систему «от Рождества Христова» следует сделать поправку — из исходной цифры вычесть не 5508, а 5509.
Когда принятое Петром I новое летоисчисление «от Рождества Христова» окончательно утвердилось, о данной немаловажной поправке прочно забыли и при пересчете лет «от Сотворения мира» традиционно вычитали цифру 5508 (эта ошибка типична для «Нового времени»). Отсюда дату преставления св. Космы, обозначенную в помете — «Преставися во 7188-м году декабря в 8 де[нь]*» — в XVIII–XIX вв. просто неправильно определяли — как 8 декабря 1680 г.
Между тем 1680 год «от Рождества Христова» начинался 23 дня спустя — 1 января, отсюда год преставления блаженного Космы следует читать не как 1680-й, а как 1679-й. Сделав необходимую хронологическую поправку о дате смерти блаженного, вернемся к теме, отмеченной в заглавии нашей статьи — изысканиям его родословных корней. К работе по данной теме нас побудило то обстоятельство, что фамилия Немтинов среди жителей Верхотурского уезда ни в XVII, ни в начале XVIII в. не встречается.
В Троицком Синодике в родовых помянниках верхотурцев имя Космы юродивого встречается пять раз:
1.«Род подьчего Алексея Лосева: ...Козмы уроди[ваго]».
2.«Род Троицково протопопа Ивана Михайлова: ...Козмы оуродиваго. Преставися во 7188-м году декабря в 8 де[нь]».
3.«Род Сергия Савина: ...Козмы юродиваго, Гликерии юродивыя».
4.«Род соборного попа Аврама Зеленцына: ...Козмы Юродивого».
5.«Рот крестьянина Андрея Чу...ринова: Козмы Юродиваго».
Из указанных выше помянников наиболее ценны для родовой атрибуции блж. Космы первые три. Все они по почерку принадлежат к последней четверти XVII – началу XVIII в.
Остановимся подробнее на каждом:
Подьячий Алексей Лосев служил не в приказной избе, а в Верхотурской таможне. Его карьера прослеживается по документам с 1672/73 г. по вторую половину 90-х гг. XVII в.12 Известны имена сыновей А. Лосева — Семен, Михаил, Сергей, Никита и Яков. Они в октябре 1682 г. в Верхотурье «целовали Крест» на верность вошедшим на престол царям Иоанну и Петру Алексеевичам.
В городовых хлебно-соляных окладных книгах 1697/98 и 1698/99 гг. имени Алексея уже нет, его оклад таможенного подьячего занимает Семен Лосев — старший из его сыновей. «Фамилия» подьячего Алексея заслуживает внимания еще и потому, что в первой половине XVII в. Лосевы среди жителей Верхотурского уезда не встречаются.
Представители этой рода переселились за Урал из земель Устюга Великого. Так, в переписи Л. Поскочина 1680 г. названы крестьяне деревни Березовки в Ирбитской слободе Лосевы: «Самсонка Лосев. Сказал: родился-де он в Устюжском уезде в Устьянской волости. Жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришол и живет в Ырбитцкой слободе со 162-го (1653/54) года. У него дети: Архипко двенатцати лет, Ивашко девяти лет, Пронка шти лет, Парфенко четырех лет... Сенка Офонасьев сын Лосев. Сказал: родился-де он в Ырбитцкой же слободе. У него дети: Ивашко шти лет, Ивашко ж пяти лет, Коземка трех лет... Ивашко Офонасьев сын Лосев. Сказал: родился-де он в Устюжском уезде в Устьянской волости в деревне Чадоромской. Жил за великим государем во крестьянех. В Сибирь пришол и живет в Ырбитцкой слободе со 176-го (1667/68) года. У него дети: Обросимко четырех лет, Ивашко полугоду...».
Несомненно, заслуживает внимания тот факт, что крестьяне Лосевы отмечены в переписной книге 1680 г. как выходцы из Устюжского уезда — он полностью соответствует устным сказаниям о том, что родители блж. Космы были устюжанами.
Следует обратить внимание и на то, что А. Лосев был таможенным подьячим — на таможенные должности, во многом независимые от верхотурской воеводской власти, во избежание «воровства», «кумовства» и др., как правило, назначались не верхотурцы — «устюжане», «вятчане», «пермичи» и т. п. Притом эти назначенцы были чаще всего выходцами из зажиточной верхушки посадского населения — т. н. «торговыми людьми», что так же соотносится с устными рассказами об отце святого — он «занимался торговлей»
Продолжение следует
Библиография здесь
Изображения из архива редакции Истфака, музея ВГИАМЗ и с лицензией ССО