Проблемы становления старообрядчества в российском социуме (из цикла "История Религии"). Часть 1
Традиционное российское старообрядчество существует вот уже более трехсот лет в российском социуме в положении пасынка. И почти на всем протяжении времени своего бытования старообрядцы и старообрядчество были фактически нелегитимными де юре, но вместе с тем, имели свои молельни, церкви, скриптории де факто.
Как ни странно, но основную борьбу с ними вело не государство как таковое, а православная церковь, именуемая православными старообрядцами не иначе как «никонианская».
В настоящее время явных ущемлений прав старообрядцев не происходит. Более того, авторитет современного старообрядчества среди населения постепенно растет, но все же нужно также отметить, что старообрядческие религиозные структуры, по моему мнению, оказались недостаточно подготовленными для работы в секулярном российском обществе. Поэтому мне думается, что в настоящее время процессы, происходящие в старообрядчестве, могут быть охарактеризованы весьма кратко: старообрядческая церковь в целом находится в структурном (не системном!!!) кризисе.
Имеется ли выход из кризиса для всех направлений старообрядчества, осуществляющих легитимную деятельность на постсоветском российском пространстве, либо старообрядчеству, как исконно русскому явлению, необходимо смириться в будущем с участью «этнографического элемента».
Вопрос остается открытым, поскольку старообрядчество, как духовное и социальное истинно русское явление, продолжает оставаться закрытым, с одной стороны, и с другой стороны, выходит еще одна проблема — руководство Русской Православной Церкви Московского Патриархата предпринимает все меры по включению старообрядчества в свою иерархическую структуру на правах единоверческих общин, что не может быть приемлемым как для старообрядчества в целом, так и для старообрядцев в частности.
Старообрядчество же, как система религиозных ценностей, по-своему уникально и имеет очевидные перспективы в России как исконно православная религиозная структура. С учетом того, что именно на российской почве возникло такое интереснейшее и глубокое духовное явление, как православное старообрядчество, полагаю, что именно ему уготована дальнейшая перспектива с весьма положительным потенциалом в реализации заложенных в нем духовных начал.
Возникновение и развитие в прошлом исконно православных старообрядческих ценностей позволяет современным старообрядцам уверенно смотреть в будущее, оказывать позитивное влияние общественную и религиозную жизнь в России.Поэтому, полагая, что кризисные явления в старообрядчестве все же имеются и оказывают весьма влиятельные последствия на его развитие, остановлюсь на некоторых из них.
В целях выделения элементов структурного кризиса в старообрядчестве, мной изучена периодика, выпускаемая старообрядческими религиозными объединениями в настоящее время. Изучая литературу Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ), а также беспоповцев старопоморского согласия, у меня появились вопросы и мысли, которыми я поделюсь в следующих частях данного цикла.
Список использованной литературы :
1.Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
2.Епископ Александр (Семенов Тян-Шанский). Православный Катехизис. 2-е изд.
3.Кириллов И. А. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1996.
4.Михайлова Н. Расколы: древние и новые//Москва. 1996.
5.Кожурин К. Духовные учителя сокровенной Руси. — СПб.: Питер, 2007.
Об авторе: Образование- Московский историко-архивный институт, специализация "История организации управления РПЦ"