Рассказ о том, как буряты на генеральской машине по Праге катались (окончание)
Автор @azarovskiy
В 1981 году, когда я участвовал в строительстве и организации работы редакции и типографии районной газеты в Дульдурге, Цыден Батомункуевич Батомункуев познакомил меня с очень интересным, пожилым и одновременно моложавым, человеком в полувоенном кителе, на котором были наградные колодки. Люди того времени могли по таким знакам определить очень важные моменты биографии человека.
Человек был фронтовиком, имел боевые награды, ранение. Обычно такие люди сидят в президиумах, выступают перед школьниками, отдыхают на пенсии, занимаются внуками. Но мне сказали, что наш гость собирается работать у нас фотокорреспондентом. Уже через неделю после нашего знакомства и первой нашей мужской посиделки, я понял, что дядя Хандри очень молодой по духу и интересам человек, хотя его паспортный возраст перевалил за 60 лет. Первое впечатление меня не обмануло. Опережая события очерка, скажу, что он прожил 93 года, и до последнего года был на ногах и бодр духом.
Мы с ним не просто общались, мы дружили. К сожалению, я не расспрашивал его о жизни, судьбе, войне. Надо было! Но мне довелось видеть его альбом. У всех на слуху дембельские альбомы. Можно сказать, что и этот был дембельским, но фронтовым. Там были запечатлены дядя Хандри, его однополчане в городах и сёлах пяти стран Европы!
Недавно я снова побывал в доме, где жил дядя Хандри. В тайной надежде, что снова увижу альбом. И узнал, что этого альбома нет. Фотографии разошлись по разным учреждениям, музеям, мероприятиям. Жаль. Жаль, что я не успел организовать выставку этих фотографий, показать своим современникам кавалеристов 115 кавалерийского Забайкальского полка, которых запечатлел дядя Хандри. Виноват. И всё же верю, что уникальный альбом можно воссоздать. В наше время трудно потерять навсегда изображение.
Многие люди до сегодняшнего дня, наверное, гадают: почему его называли Хандри? Ответ оригинальный: в детстве он был крещён в Агинской церкви и поп нарёк его Никандром. Конечно, буряты не могли звать его постоянно Никандром, и со временем это имя превратилось в Хандари, потом начались догадки - Хан-Дари (Хан и Порох)… По разным причинам буряты Восточного Забайкалья крестили своих детей, спасали их от болезней, давали русские имена, запутывая злых духов. Но дядя Хандри крестился в зрелом возрасте, во время учёбы. Причины, побудившие его к такому поступку не известны. Может быть, в церковных книгах он записан как Никандр, но по советскому паспорту - Цырендоржиев Батомунко. Логично предположить, что православное имя Никандр в бурятском звучании стало Хандри, потом имя Хандри однополчане на фронте переиначили в Андрея.
Много людей связано с этим именем, и на каждого из них оно оказало влияние. Не могло не оказать, ведь дядя Хандри жил, что называется, у всех на виду и был у всех на устах. Таким и остался в памяти людей.
…………………………………………………………………………..
А в моей памяти всё звучит его рассказ: мимо развалин домов конвойные ведут колонну пленных, по улицам ликующей Праги едет блестящая машина с откидным верхом, за рулём немецкий пленный, в салоне – советские солдаты.
Старший сержант Батомунко Цырендоржиев, на груди которого блестят три медали «За Отвагу», смеётся, оглядывая Прагу, и показывает рукой водителю – вперёд!
Пусть и таким запомнит дядю Андрея-Хандри, то есть учителя, фронтовика и фотокорреспондента Батомунко Цырендоржиева сегодняшняя и будущая Дульдурга. Его Дульдурга…
Цырендоржи Батомункуев (1920-2013). Уроженец села Ага-Хангил, его трудовая деятельность прошла в Дульдургинском районе, известен как один из организаторов системы образования в Агинском Бурятском округе, участник Великой Отечественной, награждён орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны» II степени, тремя боевыми медалями «За Отвагу»
…………………………………………………………………………..
Специально для читателей Дульдургинского района через 37 лет
Начало
Об авторе : Литературное имя – Виктор Балдоржиев (официально Балдоржиев Цырен-Ханда). Писатель, поэт, автор переводов с бурятского, в прошлом председатель Союза писателей Забайкалья.екст произведения