Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
4 года назад
история

Роль монастырей в духовной жизни населения Урала и Сибири в XVII веке


История освоения Сибири привлекала и будет привлекать внимание еще не одного поколения исследователей, поскольку многогранность этого процесса поистине неисчерпаема. В результате русской колонизации на сибирских просторах формировался свой особый социум, объединявший людей с разными интересами, настроениями, жизненными стратегиями.

Трудности превращения «чужой» земли в «свою» в условиях то противостояния, то замирения с аборигенным населением, а также социальный и гендерный состав русских первопоселенцев накладывали свой отпечаток на их образ жизни и менталитет. Существует мнение, что сибирские колонисты XVII в. были «менее религиозны, чем жители центральной части страны и чаще нарушали церковные запреты и православную обрядность».

Выбранная для статьи тема о роли монастырей в духовной жизни колонизуемой территории представляется важной для понимания проблемы религиозности русских первопоселенцев в Сибири. На сегодня наиболее исследована социально-экономическая деятельность монастырей, показана их роль в хозяйственном освоении территории, но еще остается немало «белых пятен» в истории сибирских обителей XVII в. Ситуация осложняется скудной источниковой базой.

История сибирских монастырей XVII в. реконструируется в основном по материалам светского делопроизводства, сохранившимся в фондах Сибирского приказа и уездных приказных изб (Российский государственный архив древних актов, Архив Санкт-Петербургского Института истории РАН, Государственный архив Тюменской области и др.). Часть документов дошла до нас в копиях XVIII в. из фонда «Портфели Миллера» (СПб Архив РАН, РГАДА) и фонда Тобольской духовной консистории (Государственный архив в Тобольске).


Тем не менее и этот ограниченный круг источников позволяет в определенной степени осветить заявленную в статье тему. Закрепление русских на сибирских землях начиналось со строительства городов-острогов, которые становились опорными базами распространения русского влияния.

Это были административные и торговые центры, места дислокации военных гарнизонов. Закономерно, что большинство сибирских монастырей было основано в городах-острогах или на некотором расстоянии от них.

Первый сибирский монастырь был построен в Верхотурье — важнейшем транзитном пункте на главной дороге через Уральский хребет. По этой дороге шел основной поток людей в Сибирь: служилые люди ехали по царским указам на государеву службу, черносошные крестьяне из Поморья шли на восток в поисках свободных и плодородных земель, «гулящие люди» надеялись обрести лучшую долю в неведомых землях. Многие оседали в верхотурской округе и становились земледельцами, плотниками на судовых «плотбищах», ямщиками.

В Верхотурье останавливались торговцы, в том числе представители известных купеческих домов, ехавших в Сибирь за пушниной, сюда свозились хлебные запасы для сибирских гарнизонов, перегружались на суда и оправлялись на восток по сибирским рекам. На запад через верхотурскую таможню поступала основная часть пушнины.


Верхотурье. Свято-Покровский женский монастырь


Продолжение следует


Список литературы:

1.Акишин М. О. Материалы к истории Кондинского Троицкого монастыря XVII в. //
Российское государство в XIV–XVII вв. СПб., 2002.
2.Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1841. Т. 2; СПб., 1842. Т. 5.
3.Бахрушин С. В. Легенда о Василии Мангазейском // Он же. Научные труды. М., 1955. Т. III. Ч. 1.
4.Бахрушин С. В. Научные труды. Т. IV: Очерки по истории Красноярского уезда в XVII в. Сибирь и Средняя Азия в XVI и XVII вв. М., 1959.
5.Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря (последняя четверть XVII —
начало XVIII вв.): сборник документов / сост. И. Л. Манькова. Свердловск, 1992.
6.Главацкая Е. М. Государство, Церковь и новокрещены // История Екатеринбургской
епархии. Екатеринбург, 2010.
7.Мангилёв П., прот. Ермоген Албазинский // Православная энциклопедия. М., 2008.
Т. XVIII.
8.Манькова И. Л. Далмат // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. XIII. 650–652.
9.Манькова И. Л. Становление традиции монашества в Тюмени XVII в. // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования.
Humanitates. 2017. Т. 3, № 2.
10.Манькова И. Л. Тобольский Знаменский монастырь в первой половине XVII века:
рождение и становление // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2014.
№ 2 (8).
15.Миллер Г. Ф. История Сибири. М., 2005. Т. III.
16.Панич Т. В. Афанасий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3
(XVII в.). Ч. 1. СПб., 1992.
17.Хромых А. С. Русская колонизация Сибири последней трети XVI — первой четверти XVII века в свете теории фронтира. Автореф. дисс. … к. и. н. Томск, 2008
.


Об авторе: Манькова Ирина Леонидовна — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН


Редакторы: @borisov-a @fomichev аккаунт @uraloved** ("Вестник истории Верхотурского уезда")

Шеф-редактор Сообщества Истфак @nikalaich


Наш партнёр - торговая платформа Pokupo.ru

Торговая платформа Pokupo.ru

историяверхотурьевгиамзistfakистория-религии
15
775.576 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые