Троицкий собор. Верхотурье. Часть 3
Автор @hranitelmuzeya
Ежегодно из верхотурских казенных средств выделялись деньги на обеспечение Троицкой церкви ладаном, церковным вином и всем необходимым. В приходо-расходных книгах верхотурской казны был специальный раздел «Росход к Троице и в съезжую избу, и к баням, и вагуличам на корм».
Если в первые годы XVII в. все «церковное строение» по царским указам покупалось в европейской части России, то к 1620-м гг. в Верхотурье уже сложился собственный торг, где можно было купить многие необходимые товары, которые привозили торговые люди. Так, среди «неокладных» расходов на 135 г. (1626/27) зафиксировано выделение средств для приобретения «к Троице» бархата и камки, из которых должны были изготовить ризы, стихарь и оплечье, а также паникадила и писчей бумаги.
В декабре 1629 г. у казанца торгового человека Ильи Сыроежина были куплены для Троицкой церкви печатные напрестольное Евангелие и Минея на июнь за 4 руб. 50 коп. В 1633 г. торговому человеку Микифору Корытову из Соли Вычегодской было заплачено за ткани для подризника 1 руб. 18 коп .
В 1648 г. из Москвы были высланы для Троицкого собора 12 богослужебных книг и облачение для духовенства. В мае 1654 г. колокольный мастер из Тюмени Иван Михайлов перелил для верхотурской Троицкой церкви разбитый колокол в 14 пудов (224 кг). А в 1671 г. он сделал для этого собора 4 небольших колокола.
Также лил колокола для верхотурского Троицкого собора колокольник Максим Попов в 1657 и 1666/67 годах. В той же церкви портной Лука Евсеев шил новые и починял старые облачения, пелены, «одежду» на престол и жертвенник. За все эти работы также было заплачено из верхотурской государевой казны.
Как правило, ладан и церковное вино покупались централизованно для Троицкой церкви, Николаевского и Покровского монастырей в Устюге Великом по поручению воевод кем-то из служилых людей. Например, в приходо-расходной книге верхотурской казны 138 (1630/31) г. есть запись: «По устюжским записным книгам, что купили верхотурский стрелец Федка Вагин да целовалник Безсонко Микифоров за 2 ведра вина церковного по 26 алтын 4 денги за ведро, итого рубль 20 алтын, да за 5 фунтов ладану по 6 алтын за фунт, итого 30 алтын, да дьячку от писма 10 денег. И всего 2 рубля 73 18 алтын 2 денги (2 руб. 55 коп)».
Аналогичные записи имеются в приходо-расходных книгах и за другие годы. В 1668/1669 г. троицкий протопоп обратился к царю с ходатайством о строительстве новой соборной церкви. Это ходатайство было удовлетворено, новая церковь была построена. Об этом можно судить по выпискам, сделанным в Верхотурской приказной избе из расходных книг о выдаче денег за строительные работы.
В частности, «за церковное дело» наемным плотникам Ивашке Голово с товарищами в 177, 178, 179 (1668/69–1670/71) гг. было выдано из государевой казны в общей сумме 262 руб., причем ее основная часть была им заплачена в 177 (1668/69) году. Тогда же, в 1669 г., церковный дьячок Иван Попов написал иконы для Троицкого собора, но с ним не рассчитались в срок и он подал в Верхотурскую приказную избу челобитную, которая положила начало длительному разбирательству по этому поводу.
В другой подборке выписок из расходных книг 179 (1670/71) г. речь идет об изготовлении Ивашкой Кузнецом цепей для «новой соборной церкви», но он не получил оплату. Чтобы определить стоимость этих работ, в приказной избе была сделана выписка об аналогичной работе, выполненной ранее в том же году. В ней указано, что «бронник Ивашко Усолец ковал к новой соборной церкви ко кресту для окрепы цепи зветчатые, а в длину цепям 7 сажень, а железа пошло на те цепи пуд 6 гривенок, за работу не дано, за цепи за дело 1 руб. 10 ал. (1 руб. 30 коп.)"
Продолжение следует
Изображения из архива редакции Истфака, музея ВГИАМЗ и с лицензией ССО