Верхотурские воеводы. Князь Пожарский. Часть 3
Автор @nikalaich
В Верхотурье проживало 128 человек посадских обоего пола, что составляло 28,7 % от всего населения города. Низкий процент собственно городского (торгово-ремесленного) населения вообще характерен для российских городов XVII столетия, но было бы ошибкой считать уровень экономического развития Верхотурья низким. Необходимо учесть, что торгово-промышленной деятельностью в городе занимались не только посадские, но также и служилые люди. Так, в 1624 году двое верхотурских стрельцов были «серебренниками», один — портным мастером, один владел лавкой на посаде, а другой амбаром.
Первый в Сибири кабак дал в 1624 году прибыли в казну в размере 1357 рублей 35 копеек. 24,5 % всего бюджета Верхотурья (664 рубля) составили таможенные поступления. К 1625 году город стал первым и на долгое время единственным уездным центром в Сибири, перешедшим на самообеспечение, в то время как большинство остальных сибирских городов имели дефицитный бюджет на всем протяжении столетия.
К концу первой четверти XVII века Верхотурье становится заметным региональным религиозным центром. Кроме Николаевского и Покровского монастырей в уезде существовали еще и Тагильский Преображенский, Невьянский Богоявленский и филиал Архангельского Устюжского монастыря. Монастырская братия обращалась к царю с жалобой на притеснения верхотурских воевод, которые запрещали желающим делать земельные вклады в монастырь. В 1622 году Михаил Федорович разрешил делать земельные вклады, но воеводы продолжали, что называется, отслеживать ситуацию.
В отписке воевод Д. П. Пожарского–Лопаты и И. А. Уварова от 31 октября 1625 года сообщается о способах приобретения земель Николаевским монастырем:
Сылвенские и иренские остяки и татары жаловались в Москву, что во времена Смуты ясак стали платить не на Верхотурье, а в Пермь, где их всячески обижают. Просятся ясачные люди обратно на Верхотурье и даже берут на себя повышенные обязательства. Однако, совершенно неоправданно, царь велит платить ясак в Пермь, что отписано на Верхотурье в грамоте от 29 июля 1626 года.
В другой грамоте предписывалось князю Лопате велеть торговцам по прежнему ездить в Лозьвинскую, Сосьвинскую и Вагранскую волости для продажи хлеба и сукон вогуличам. В 1626 году в Верхотурье открылась новая лавка чердынского торгового человека О. Квечимова и лавочный «пристен» Г. Смикиткина.
Старый гостиный двор с четырьмя горницами для купцов и амбарами уже не соответствовали потребностям, встал вопрос о строительстве нового. Когда-то многочисленную родню первого царя из династии Романовых при Борисе Годунове арестовали за «колдовские корешки», но и в царствовании Михаила Федоровича подозрительные коренья могли послужить поводом для преследования.
13 октября 1625 года верхотурскому воеводе князю Пожарскому была направлена грамота о высылке в Москву съехавшего оттуда в Тобольск протопопа и об оказавшихся у него подозрительных кореньях.
Библиография ЗДЕСЬ
Изображения из архива музея , а так же с лицензией ССО
Об авторе Полномочный представитель Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в СМИ.
От редакции : Статьи данного цикла - результат сотрудничества сообщества "Истфак" и коллектива Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника