Ссылка в Сибирь
Автор @brodyaga
В Сибирь начали ссылать вскоре после ее открытия и завоевания, по всей вероятности, не позднее первой половины XVII столетия. Впервые упоминается о Сибири в русском законодательстве в одном из законов, изданных царем Алексеем Михайловичем в 1648 году. В то время, однако, ссылка сама по себе не считалась наказанием, но лишь средством убрать подальше преступников, уже понесших кару.
Русский уголовный закон того века почти невероятно суров и жесток. Людей сажали на кол, вешали, обезглавливали за такие преступления, которые теперь даже не считаются уголовными ни в одной цивилизованной стране; за менее важные проступки били кнутом и палками, клеймили раскаленным железом, отрубали один или несколько членов, вырывали язык, подвешивали в воздух на крючьях, продетых под ребра, пока наказуемый не умирал медленной и мучительной смертью.
Изгнание было простым и легким средством избавиться от этих изувеченных, замученных пыткой людей, физически и морально бесполезных для общества; это и положило начало ссылке в Сибирь. С усовершенствованием русского уголовного кодекса в конце XVII века и прогрессирующим развитием самой Сибири взгляд на ссылку в Сибирь постепенно изменился. Теперь уже правительство видело в ней возможность заселить и цивилизовать многообещающую часть его азиатских владений.
Поэтому в конце XVII века мы видим уже много указов, упраздняющих изуродование и отрубание членов, как метод наказания, в огромном большинстве случаев заменяя их и даже смертную казнь ссылкой в Сибирь преступника со всею его семьей. Около этого же времени ссылку в виде кары начали применять ко многим преступлениям, которые раньше карались иначе; как, например, за дезертирство, нападение с целью убийства; за бродяжничество, когда бродяга оказывался негодным к военной службе и ни один землевладелец или сельское общество не принимало его на свое попечение.
Ссылали даже за самые ничтожные проступки, как, например, за предсказание будущего, за призовую борьбу, за нюханье табаку, за употребление вожжей, за выспрашивание подачек на бедность и за поджег по нечаянности. До самого конца XVIII столетия обращали очень мало внимания на схождение со ссыльными в пути и еще меньше на организацию и контроль над всей системой ссылки.
Колодников, как звались тогда ссыльные, просто гнали из города в город стадами, как скот, причем, им нередко приходилось питаться подаянием, ибо оказывалось, что продовольствия для них не запасено, а иной раз, случалось, и умирать с голоду на дороге. Никто не знал, кто они, откуда и куда идут и какие преступления совершили.
Случалось, закоренелых убийц, приговоренных к пожизненной работе в рудниках, отпускали на волю в Сибирь как поселенцев, а какого-нибудь несчастного мужика, виновного только в том, что он потерял паспорт или навлек на себя гнев крутого правом помещика, посылали на каторжную работу, в рудник, где он погибал от излишней жестокости обращения.
Словом, система ссылки представляла собой хаотический беспорядок, в котором случай и каприз играли одинаково видную роль. В начале XIX столетия правительство приняло некоторые меры к исправлению этого очевидного зла и учредило над ссылкой более строгий контроль.
В 1811 году учреждены были особые отряды для конвоирования партий ссыльных, и все отправляемые в Сибирь снабжались свидетельствами о личности, так называемыми статейными списками, показывающими, кто они и к чему приговорены. В 1817 году на главных трактах были выстроены этапы или станции для ссыльных.
Продолжение следует
Изображения из архива редакции Истфака, музеев ВГИАМЗ и СОКМ, а так же с лицензией ССО