Троицкий собор. Часть 5
Автор @hranitelmuzeya
Новая церковь простояла недолго. 19 апреля 1674 г. в праздник Воскресения во время заутренней начался пожар в одном из крестьянских дворов около острога со стороны Покровских ворот. Огонь перекинулся на острог и башни.
В том пожаре сгорела вся центральная часть города, включая воеводский, подьяческий, гостиный и кружечный дворы, таможню и приказную избу. Как отмечено в челобитной торговых людей 1674 г., написанной после тех трагических событий, также погибли в огне «соборная церковь пресвятые и Живоначалные Троицы, новая и старая соборная церковь, и две приходские церкви». Фраза «новая и старая соборная церковь» вызывает неоднозначные толкования.
Поскольку в Верхотурье на тот момент существовала только одна соборная церковь — это Троицкая, то эту фразу можно рассматривать либо как уточняющую к упоминанию «соборная церковь пресвятые и Живоначалные Троиц», либо как вставку, ошибочно сделанную переписчиком. Если допустить, что это уточнение, то следует обратить внимание на то, что во фразе «новая и старая соборная церковь» слово «церковь» употребляется в единственном числе, т. е. получается, что соборная церковь одновременно была и «новой», и «старой».
В сметном списке доходов и расходов верхотурской казны 182 (1673/74) г. в записи о тратах на внутреннее убранство Троицкой церкви есть такое выражение: «новой прежней Соборной церкви». На наш взгляд, в челобитной торговых людей слово «старая» используется как синоним слова «прежняя».
После пожара уже к началу 1675 г. соборная церковь была построена за счет верхотурской казны. Об этом свидетельствует переписка верхотурских властей с Сибирским приказом начала 1675 г. В Верхотурье был прислан царский указ от 28 января 1675 г. о выдаче из верхотурских доходов денег на жалованье красноярским служилым людям, но в городской казне на эти расходы денег не оказалось. Они были потрачены на восстановление города после пожара. Очевидно, это было сделано без санкции из Сибирского приказа.
В ответ на указ от 28 января 1675 г. верхотурский воевода Ф. Хрущов Большой с подьячим С. Тютчевым сообщали, что поскольку раньше по царским указам и грамотам «строена на Верхотурье в городе старая соборная церковь и приказная изба и гостиный и кружечный дворы из государевой казны из верхотурских доходов», то, не дожидаясь нового царского указа, они «на прежних местах соборную церковь и приказную избу и таможню и гостиный и кружечный дворы построили из твоей (т.е. государевой - прим авт.) казны. Для того, что в городе твоего государева богомолья соборной церкви и приходских церквей нет, а приказную избу построили, что твоих Великого государя дел делать негде».
Также они писали, что необходимо было срочно восстановить и таможню, и лавки на гостином дворе, потому что торговые люди приедут торговать, увидят, что лавок нет, и поедут дальше в Сибирь, а на Верхотуре не будет пополнения казны. Далее в тексте воеводской грамоты шла подробная выписка о казенных расходах на строительство.
Среди документов Верхотурской приказной избы, датированных июлем 1674 – апрелем 1676 г., сохранилась челобитная верхотурского ямского охотника, церковного плотника Ивана Собкова, который производил в новой соборной церкви отделочные работы. По его мнению, он сделал больше, чем было зафиксировано в порядной записи, и просил заплатить за переработку, но подрядчики в ответ предоставили роспись его недоделок.
Этот документ важен тем, что в нем приведено полное наименование новой соборной церкви — «Троицы и пресвятой Богородицы Казанские, верховных апостол Петра и Павла». Таким образом, по сравнению с 1624 г. у соборной церкви появились новые посвящения престолов придельных храмов.
Возможно, выбор посвящения одного из придельных храмов во имя иконы Богородицы Казанской связан с тем, что в 1661 г. в Тобольске произошло чудесное видение церковному дьячку Иоаникию. Сибирский архиепископ Симеон приложил немало усилий, чтобы придать этому факту особую значимость.
Продолжение следует
Изображения из архива редакции Истфака, музея ВГИАМЗ и с лицензией ССО