Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
istfak
6 лет назад

Картофельная одиссея студента-филолога (из цикла "Хрестоматия")

Автор @isk2503. Премьерный пост в "Объединении авторов исторической прозы"


Каждую осень, в самый разгар битвы за картофельный урожай, в совхозы и колхозы Башкирии отправлялись студенты, не отработавшие негласную трудовую повинность в строительных отрядах. Хотя считалось, что это не повинность, а третий, «трудовой семестр». Потому что за работу в стройотрядах и на уборке урожая сельскохозяйственных культур платили деньги. Как стипендию во время учёбы. В стройотрядах можно было неплохо заработать. А вот за сбор урожая деньги платили небольшие. Собственно, как и всем колхозникам и работникам совхозов за их труд.

               


Студентов автобусами развозили по районам республики и расселяли в освободившиеся после летних смен корпуса пионерских лагерей. Или в пустующие здания, в которых ранее располагались сельские школы и клубы. Но чаще всего студентов селили в деревенские семьи.

В Башкирии большинство деревень моноэтнические. В основном, башкирские или татарские. Пожилые люди в этих деревнях плохо, а то и вовсе не говорят по-русски. Поэтому общение в семьях происходило и происходит на их родном языке. Для студентов-горожан, изъяснявшихся исключительно на русском, выезд на сельхозработы был сродни выезду за границу. В условиях «железного занавеса» они имели возможность почувствовать каково это – быть иностранцем на чужбине.

Сейчас учащиеся школ и ВУЗов свободно выезжают по специальным образовательным программам в Великобританию, США и другие государства для изучения иностранного языка. При этом они так же селятся в семьи с целью погружения в лингвистическую среду. Помимо языка учащиеся таким образом знакомятся с культурой, кухней, традициями и нравами народа, населяющего страну.

Почему тот же самый процесс поселения молодых людей во время сельхозработ в национальные семьи в Башкирии и других республиках не преследовал подобных целей, сейчас сказать трудно. Скорее всего, потому что цель этих работ была одна – сбор картофеля, свеклы и других сельскохозяйственных культур. И была она настолько благородна, что не терпела рядом с собой никаких других, отвлекающих целей. Наподобие того, как устроена система выбора объектов поражения у крылатой ракеты или кумулятивного снаряда.

В советские времена партийное руководство республики на съездах, конференциях и прочих форумах-междусобойчиках, а также в средствах массовой информации твердило о необходимости сохранения этнокультурной и языковой самобытности народов, проживающих на территории Башкирии. Однако мозгов «слугам народа» хватало только на выпуск двух-трёх периодических изданий на башкирском и татарском языках. И на несколько ежедневных «национальных» часов эфира на местном радио и телевидении. Причём, во времена, когда не было такого количества телевизионных каналов и FM радиостанций как сейчас, часовые программы и концерты «по заявкам трудящихся» на башкирском и татарском языках имели совершенно обратный эффект.

«Опять национальное меньшинство голос подаёт!» – плевались носители «великого и могучего». И, по большому счёту, были правы. Ещё одним пикантным моментом в сельхозработах всегда было их название. Чаще говорилось не «сбор урожая», а «уборка». Причём, сами труженики села всегда говорили «сбор», «собрать». А прикомандированные к ним студенты и работники городских предприятий и институтов считали, что едут «на уборку», «убирать урожай». Вроде как, деревенские что-то там у себя напортачили, а городским теперь приходится ехать на поля и убирать за ними.


Об этом несправедливом по отношению к труду сельчан названии процесса сбора урожая думал студент-филолог Вячеслав Топоров. Его и других студентов пединститута направили в Буздякский район, в котором проживали преимущественно татары.

За три года обучения в пединституте Слава ни разу не был на сельхозработах. Не на разовых выездах, а так, чтобы безвылазно, на месяц. И не потому что он был против идеи Маяковского вливать свой труд в труд своей же республики. Просто два предыдущих «трудовых семестра» студент Топоров добросовестно отработал «бойцом» (ох уж этот милитаризм коммунистической идеологии!) стройотряда. А после третьего курса он, как и все его однокурсники, был на педпрактике в пионерском лагере.

Практика практикой, а трудовую повинность надо было исполнять. Поэтому все студенты-четверокурсники в сентябре отправлялись на сельхозработы. Будущих педагогов высадили в райцентре у здания райкома. Там располагался штаб (и вновь армейская терминология!) по руководству сбором урожая. Моросил унылый сентябрьский дождь и студенты сразу же почувствовали, насколько неромантичной может быть осень в деревне.

Все стены домов и заборы были заляпаны грязью на полметра от земли, образуя на них чёрно-коричневую филёнку. Высоты голенища щеголеватых женских резиновых сапог было недостаточно, чтобы сойти с дороги на обочину. Сильный ветер складывал зонты и срывал с голов капюшоны.

Слава вспомнил заученные ещё в школе строки классика: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса 

«Сразу видно, что Сергеич на картошке в Буздяке ни разу не был, – подумал Слава, – Да и вообще, видать, по осени он из дому не выходил. А если и выходил, то исключительно в бабье лето. На травку, да в солнечный денёк». Слава решил восстановить историческую справедливость по отношению к российской осени и переделал пушкинский ямб: Унылая пора! И разочарованье! Противна мне твоя дождливая тоска

 Студентов разбили на бригады и стали развозить по деревням. Бригаду из двенадцати человек, в которую определили Славу и его приятеля Андрюху Варламова, отправили в деревню Гумерово. Молодых людей, которых на филфаке всегда было чуть ли не по одному на десять девушек, старались распределить так, чтобы в каждой бригаде было по одному – двум парням. Позже, во время работы в поле, Слава понял, с какой целью ребят сортировали таким образом. Просто кто-то должен был выполнять тяжёлую работу, вредную для здоровья девушек или вовсе непосильную для них.

             


Продолжение следует

Изображения из личного архива шеф-редактора Истфака

Об авторе : Кандидат философских наук. Подробнее 


                     Наш партнёр - торговая платформа Pokupo.ru

***
0
305.372 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (11)
Сортировать по:
Сначала старые