О абстрактности фотомодели
Было время, когда я задумался об анонимности, неузнаваемости модели. Это связано с тем, что не хотел "подставить" модель снимающуюся без одежды и с еще одной историей. Был вернисаж выставки. Я заметил двух парней, стоящих напротив моей фотографии и что-то обсуждающих. На снимке они видели голую девушку... и далее уже не важно что она делала. Замечу, что интернета тогда еще не было и, в небольшом городе, любая такая фотография привлекала внимание, ибо "она вся такая голая и ходит по улицам среди нас где-то".
Незаметно подкравшись сзади, я услышал обрывок их разговора: "...слушай, вот бы её телефон раздобыть..." Это меня огорчило. Они на фотографию не смотрят, они на девушку смотрят, -- подумал я.
Позже, я обсуждал это своё огорчение со своими учителями. Что они мне поведали.
Фотография, претендующая на область искусства, стремится к абстрактным образам, в отличии, например, от жанровой фотографии. В фотографии абстрактность очень условная штука, ибо сама природа фотографии говорит: "так было на самом деле". Конкретная фотомодель, пришла к конкретному фотографу и в конкретный момент времени была совершена фиксация происходящего. Иначе сделать фотографию (почти) невозможно. Таким образом: искусство (стремящееся к абстрактности), противостоит фотографии (стремящейся к документальности). Эффект реакции зрителей на реальность модели я и словил на выставке.
Поразмыслил, что можно предпринять, чтобы зритель не отвлекался на вожделение фотомодели, и вернулся к созерцанию моей фотографии. Я стал использовать (когда это было возможно) следующие приемы: кадрировать так, чтобы глаза (а иногда и вся голова) не входили в кадр и просил модель закрывать глаза, если они всё же нужны были в кадре по композиционным причинам.
Особенно болезненно эротоманы реагировали на первый прием: "...глаза, зачем он убрал глаза, ведь это самое возбуждающее в женщине...". Я же был рад, что отвратил их от греховных мыслей :)
Позже я "забил" на этот прием с кадрированием, но до сих пор часто прошу модель закрыть глаза.
Кстати, еще один любопытный факт, несколько раз подтвержденный коллекционерами и продавцами фотографий: портреты, где модель смотрит в объектив, редко вешают на стены жилого интерьера. Оказывается, некоторые чувствительные люди испытывают дискомфорт от такого "наблюдателя" в комнате. У меня такого нет.