Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
jolly-roger
5 лет назад

Интервью с творцом. Tihiy-chelovek

Я счастлив был, что жил в душе без фальши
Tihiy-chelovek



Здравствуйте.
Как вы знаете, я заинтересован вашим творчеством, но мне бы хотелось с вами поближе познакомиться самому и познакомить читателей сайта stihi.io

1. На какую тему было ваше первое стихотворение?

Я учился в 4-м классе, и это был «материал» для нашей стенгазеты. Мне нужно было написать сатиру на одного неопрятного одноклассника, и вдруг я совершенно неожиданно для самого себя написал об этом стихотворение!

Откуда оно взялось, я не понимаю до сих пор. Стихотворение было не Бог весть какое по уровню, но сам факт появления из моей головушки рифмованного «изделия» поразил меня чрезвычайно и оставил приятное ощущение реального творчества! (Разумеется, текста я не помню).

2. В какой момент вы почувствовали, что написание стихов – это серьёзно?

С первого «опуса» всё активизировалось, и постепенно я стал в школе «записным» поэтом, написал несколько тетрадей стихов и даже стал читать свои стихи на школьных праздниках и в клубной самодеятельности, постепенно выйдя на районный уровень. Уже к 9-му классу я почувствовал, что стихи – это «всерьёз и надолго»!

3. Посвящали ли вы кому-нибудь свои стихи? Кому?

Посвящений, как ни странно, было немного, – от Ленина до нескольких девушек, в которых я был в разное время влюблён, да нескольких товарищей по «цеху»…

Первое опубликованное в печати стихотворение было как раз посвящено столетнему юбилею В. И. Ленина в 1970 году. Это мой батя постарался: подобрал один из моих черновиков, обронённых на пол, и тайно от меня отвёз его в районную газету «Знамя труда», где стихотворение и было опубликовано. Когда я развернул газету, ничего не подозревая, и на первой же странице увидел мой, довольно объёмный текст, меня бросило в жар – настолько это произвело на меня впечатление!

С этого момента я стал регулярно печататься в районной газете, а однажды удостоился внимания и областной «Калининградской правды». Какое стихотворение я опубликовал в ней, уже достоверно не помню. Кажется, что-то о нашей природе. А «ленинское» стихотворение было, конечно, весьма слабоватым, как говорится, неуклончиво «датским», со всеми вытекающими отсюда недостатками. Начиналось оно так:

На Средней Волге, в городе Симбирске,
Сто лет назад, апрельским ясным днём,
Родился он – великий сын российский,
Чьё имя неразрывно с Октябрём.

Отец, конечно, поступил нехорошо, утаив от меня факт публикации, но он очень хотел моего поэтического развития. И по-хорошему взбудоражил меня, сильно подтолкнув к дальнейшему написанию стихов.

Уже гораздо позже появились посвящения своим товарищам по цеху поэзии:
«Наилю Бикметову»

«Пасынок неба» (Посвящается Владимиру Семёновичу Голубенко)

«Второго полувека первый год» (Посвящается Александру Таратайко)

«Сладкий миг тревоги» (Посвящается Вадиму Задорожному)

и бывшим одноклассникам: ныне покойному Гене Зимину «Памяти моего школьного друга Гены Зимина» и красавчику Мише Гаврилову.

Односельчане ощутимо зауважали меня после газетных публикаций, спасая «новоявленного» поэта своими рукопожатиями от моей болезненной застенчивости.

Кроме того, выступления со своими стихами в нашем сельском клубе и в районном Доме культуры подготовили почву для моего поступления в Ленинградский государственный институт культуры (в минувшем году прославленному ЛГИКу исполнился аж целый век!), в результате чего меня в селе стали называть Пан Артист, подражая телепередаче «Кабачок «13 стульев». Хотя, как мне кажется, надо было рискнуть попробовать себя в Лит. институт, тогда могла бы совсем по-другому сложиться моя жизнь…

4. Какое из написанных вами стихотворений (или на какую тему) вам наиболее дорого и почему? Можете оставить ссылку.

Их два: одно раннее, ещё школьного периода, посвящённое моей первой учительнице Н. И. Петруниной - «Колокольчик детства», и нынешнее, позднее «Тишина». Первое стихотворение, «Колокольчик детства», дорого мне своеобразным прощанием с юностью, а второе – тихим подведением итога прожитой жизни…

5. Читали ли вы кому-нибудь вслух свои стихи?

Конечно, это бывало неоднократно: и девушкам читал, пытаясь произвести впечатление, и коллегам по литобъединению, в которое по временам я наведывался, и своему институтскому товарищу с его супругой, когда посетил их «в глуши забытого селенья» на Псковщине… Не говоря уже о выступлениях с эстрады!

(Здесь уместно вспомнить мою поездку в Анапу, куда я рискнул свозить свою Рок-поэторию «Земля – избранница Вселенной». (Возможно, отрывки из неё я ещё покажу в своём блоге).
Это было в советские времена, и мне пришлось «литовать» свой поэтический текст в специальном учреждении, где ставили соответствующую печать об этом! «Вооружившись» такой «важной» бумагой, я сразу же в Анапе направился в горком комсомола, предложив им проехаться со своей Рок-поэторией по многочисленным пионерским лагерям и здравницам курорта.

Всё в совокупности возымело успех, и меня даже на гребне собственного патриотического подъёма провезли на горкомовской «Волге» по всем точкам, где я выступал. Жанр композиции – «рок-поэтория» – я подсмотрел у Евтушенко (композитор Г. Май), в нём предполагалось чередовать исполнение стихов с пением, что я в то время с удовольствием и делал (голос был ещё молодым и задорным)! Даже немного денежек заработал...

6. Что побуждает вас к написанию очередного стихотворения?

Частично ответ на этот вопрос можно найти в моей трёхчастной статье «Опыт написания стихов на ваших глазах»:

Раньше, считая от школьных лет и вплоть до развала СССР, это было слишком случайным, спорадическим, несистемным действием: либо толчком служила политическая тема, либо впечатление от чужих стихов (особенно Есенина), либо мои личные любовные переживания. Написанных таким образом стихов (включая, разумеется, стихи о любви) оказалось довольно много, и я стал подумывать о выходе на какой-нибудь поэтический сайт просто для элементарного «складирования» своих «творений». Такой сайт я нашёл (первый и единственный до моего прихода на Голос), и там просуществовал 6 лет, перевалив за это время свой пенсионный рубеж!

Должен сказать, что именно в эти 6 лет я по-настоящему стал стихотворцем, вдруг обнаружив, к собственному удивлению, огромный ресурс в моей неприкаянной (в поэтическом смысле) головёнке. Я написал за 6 лет больше 2 тысяч стихотворений, и ушёл с приютившего меня сайта по причине «человеческого фактора» моих тогдашних сотоварищей: началась травля, интриги, оскорбления и унижения со стороны тех, кто не «смирился» с моим непрерывным творческим плодоношением в течение такого долгого времени (а я имел на сайте 4 аккаунта). И я был вынужден покинуть сайт в январе 2017 года. В июле того же года пришёл на Голос…

7. Как и в какой момент у вашего произведения появляется название?

Чаще всего название появляется после полного написания произведения, исходя из его главной мысли и какого-то необычного термина, применённого на его страницах. Название может поменять не только привычное восприятие, но даже и смысл творения...

Поиск названия иногда выматывает силы, потому что автор обязан сотворить название на основе своего сочинения, сделать его квинтэссенцией новоявленной ипостаси.

8. Считаете ли вы, что вам лучше пишется ночью?

Да, это лучшее время для сочинительства: ничто не отвлекает, сосредоточенность наивысшая, и помехой становится только сон…

9. Какими рабочими инструментами вы пользуетесь во время сочинения произведений: компьютер, планшет, смартфон, блокнот?

Чаще всего компьютер (стационарный, как наиболее привычный для меня), и очень редко – бумага (блокнот или лист А4). Могу начать писать стихотворение на любом клочке бумаги и в любом месте, правда, потом с трудом разбираю свои каракули…

(Ещё о способе моего сочинительства можно почитать «Недоноски (вольные записки)», но сейчас на Голдвойс попасть непросто, а именно там опубликованы 7 частей «Недоносков», – вот одна из ссылок: https://goldvoice.club/@tihiy-chelovek/nedonoski-7-volxnyie-zapiski-pdp/ )

10. Теряли ли вы свои произведения в результате оплошности: пропал файл, испортилась флешка, потерялась бумажка, забылись незаписанные строки и т.п.?

Да, это происходит весьма регулярно, ибо я – очень рассеян и неаккуратен с бумагами и даже с файлами. Некоторые пропавшие стихи искал по несколько месяцев (например, стихотворение «Раненая песня», а какие-то просто пропали безвозвратно…

Забывшиеся строки (а память ныне стала весьма одряхлевшей) иногда вдруг неожиданно вспоминаются, но чаще пропадают втуне. По-хорошему, надо бы иметь своего личного секретаря, но это при моей нищете кажется несбыточной блажью…

11. Публиковались ли ваши произведения в печатном виде?

Частично я уже ответил на этот вопрос, добавлю только, что в институте культуры печатался в местной газете «За кадры советской культуры», а в последние годы – в партийной газете пенсионеров России… Журналы, куда я несколько раз посылал свои стихи, единодушно (хотя и поврозь) отвергли мои сочинения по разным причинам...

12. Считаете ли вы, что своими сочинениями можно заработать приемлемые деньги?

Нет, разумеется! Для этого нужно быть «напроломным» пронырой, не слишком требовательным к себе. Из любопытства можете посмотреть мой двойной пост «Первое сравнительное жизнеописание. Синица в руке» Часть 1 и Часть 2, в котором изложена не просто моя позиция, но и показан пример такой, с позволения сказать, «изящной словесности», приносящей её «творцам» солидные барыши.

При этом совестливые, действительно талантливые блогеры, поэты и эссеисты, как были нищими в начале своего поприща, так ими и остались… Система блокчейна Голос как будто мстит этим людям за их талант! (Впрочем, и другие системы человеческого сообщества – не намного человечнее, если дело касается денег).

13. Считаете ли вы нормальной тенденцию на упрощение записи текстов: отсутствие знаков препинания, несоблюдение правописания?

Ни в коем случае! Русский язык – единственное богатство, объединяющее нас, и я ненавижу все эти сокращения и безграмотности от элементарной человеческой лени. Я даже, признаюсь вам по секрету, не стал реально изучать какой-либо иностранный язык (хоть и пригодился бы в жизни!), потому что хочу досконально и незамутнённо ЗНАТЬ И ПОЛЬЗОВАТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РУССКИЙ ЯЗЫК, – и уже одного ЭТОГО хватит выше головы!

14. Является ли написание стихов или прозы вашей основной деятельностью?

Да, если не считать задачей основной деятельности добычу средств к существованию. Кроме этой задачи, словесное творчество является исключительно моей основной деятельностью.

15. Являетесь ли вы участником какого-либо официального объединения писателей/поэтов? Планируете ли стать?

Нет, не являюсь. На предыдущем сайте напрочь отбили уважение к официальному признанию. Но сейчас я хотел бы стать профессиональным литератором, – участником одной из питерских писательских организаций. Пока готовлю печатный материал для этого.

16. Считаете ли вы себя «физиком» или «лириком» («технарём» или «гуманитарием»)? Неважно, по образованию или по образу мышления.

Конечно, «лирик» и «гуманитарий», как мне кажется, больше подходят ко мне, чем «физик» или «технарь», но это вовсе ничего не значит.

Чехов, как известно, был медиком, а ещё раньше – «лавочным торговцем». Григорий Горин (лучший, на мой взгляд, современный драматург) тоже был медиком, а гениальный Рубцов – и вовсе «многостаночником», от моряка до кочегара...

17. Какая книга вам больше всего запомнилась/полюбилась/помогла в жизни?

Три книги покорили меня раз и навсегда: «Былое и думы» А. Герцена, «Война и мир» Л. Толстого и «Жизнь Клима Самгина» М. Горького. Это величайшие книги русской и мировой литературы!

18. Какой стих нужно написать, чтобы он понравился лично вам?

Этот стих должен быть прежде всего невероятно образным, а потом уже всем остальным. Как пример, всего две строки из Есенина:
«Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины»…

Такие строки не хочется раскладывать по полочкам, проникать в их структуру и фактуру, анализировать их, – эти строки ПРОСТО ХОЧЕТСЯ ПИТЬ, КАК ЧУДОДЕЙСТВЕННЫЙ БАЛЬЗАМ! Они уже сами по себе – поэтическое чудо! Такое стихотворение мне и понравилось бы…

19. Три совета, которые вы хотели бы дать новичку, только пришедшему в мир сочинительства.

  • Прислушивайтесь к себе, к своим чувствам и мыслям, всегда и везде, – ибо только из вашего внутреннего мира появится на свет стихотворная строка!
  • Уважайте свои мечты, как бы ни казались они вам наивными и невозможными, – ибо только ваши мечты грандиозны, как ваше сердце!
  • Любите сам процесс творчества, – ибо только в нём вы испытаете и бесподобное чувство вдохновения, и настоящую сладость плода!

Желаю всем творческого совершеннолетия!
Благодарю вас, коллега, за интересную беседу!

Знаете, перечитывая ваши ответы, я понимаю, как мне повезло столько узнать. И это я ещё не начинал читать ваши сочинения в прозе, предложенные читателям в этом интервью.
Большое спасибо вам!

@jolly-roger


P.S. А теперь ответ на загадку.

1
237.881 GOLOS
На Golos с July 2018
Комментарии (24)
Сортировать по:
Сначала старые