Тайвань. День 16. Привычка бедности
Мой приезд в Тайвань перевалил за половину. И уже совершенно точно я воспринимаю мир не как турист, а как начинающий абориген.
И содержанием моего восприятия являются оси контраста.
Вот, европейскому человеку совершенно понятно, что можно сколько угодно дружить, но профессиональный сервис между друзьями должен быть оплачен. Денежные отношения между друзьями никак не вредят дружбе. Исключение может составить такая дружба, какая бывает только между братьями, или сподвижниками в общем деле.
А, вот, русский человек подсознательно ожидает, что дружба как бы отменяет необходимость оплачивать услуги друг друга.
Вот, заходит ко мне друг на чашку чая. И слово за слово, нарисовывается тематика, в которой есть основание для того, чтобы я применил свою профессиональную квалификацию для анализа инвестиционной задачки.
Я оказываю консультационную поддержку. И друг мне говорит: «спасибо, классный у тебя чай». Ещё бы он не был классным. Другого не держим.
Или вот готовлю я учебный курс. И друзья мне говорят: «что-то дорого берёшь, я, пожалуй, откажусь». А через месяц друг оплачивает учёбу в 3 раза дороже и в полтора раза скучнее.
Почему так?
Потому что я — друг. А ведущий другого курса — мегагуру, который не подаёт ученикам руки и не угощает никого чаем.
В таких реалиях многие профессионалы начинают сторониться дружбы, предпочитают прокачивать свой гурический имидж и соблюдать дистанцию.
Но как быть, если важное содержание курса — это расслабленное сердце и открытый ум. И учитель должен быть примером доброты и открытости.
Конфликт векторов.
В крутых бизнес-сообществах русских столиц концепция бесплатности выкорчевана. Зачастую вместе с открытостью и добротой.
Выходит, что назначение адекватной цены за услуги — это как бы зло.
Лично я не против бесплатных услуг. Но если они встречные. Дон Корлеоне помогал многим бесплатно. Но в любой момент мог сам намекнуть, что ему нужна бесплатная услуга. И увильнуть было опасно.
Сложно и путано всё это.
Когда я немецким друзьям в нашей группе озвучил средний размер моих гонораров в Питере, они прониклись ко мне родительским сопереживанием. И очень тактично намекнули, что это как бы дёшево.
Я считаю, что такие реалии русского менталитета основаны на повсеместном дефиците родительской любви. Очень многие у нас — взрослые недолюбленные дети. И при первых признаках тёплого дружелюбного отношения к ним, у них включается детский режим «накорми меня ещё». Но проблемы, с которыми мы работаем, как раз основаны на дефиците любви. И держать клиентов и учеников на формальной дистанции — вредит процессу исцеления.
Парадокс.
Сегодня мы были в храме. Очень мощном даосском храме. Одно из божеств там отвечает за освобождение от застарелых нищебродских привычек. Не избавившись от привычек бедняка, жать газ в пол навстречу богатому будущему — это как ехать на тормозах.
Пускай эта заметка выглядит как сеанс нарративной самотерапии. Я надеюсь, что кому-то это тоже окажется полезно.
Кстати, даосский ритуал избавления от застарелых привычек бедняка — это одна из услуг, которые я могу вам оказать.