Эстетика насилия по-французски или "Человек кусает собаку".
Эта, привет. Вы знаете, я слишком ленив для такого дерьма, как блоги. Но ваше внимание неплохо так мотивируют в очередной раз включить ноутбук и закрыть в коем-то веке вкладку и Fanserials. И раз уж 55 человек сочли мой труд достойным своего внимания (ой, ну перестаньте, я и заебот тоже люди, в какой-то степени), прошу любить и апвоутить - "Человек кусает собаку". Документальный фильм о наемной убийце.
Оговорюсь сразу - перед нами артхаус. Но это не Линч или Феллинни, здесь не пахнет "свободным кинематографом", аромат которого находят привлекательным только мухи. Это кино для взрослых, прямолинейное и изящное, как рука главного героя, потрясающая пистолетом у виска старушки.
В основе фильма лежит история поистине интересного человека. Он изысканный собеседник, он вежлив, он начитан, он тонко чувствует красоту окружающего его мира, импровизируя, он может прочесть белый стих по-французски манерно скривив губы, у него есть хорошие друзья и заботливые родители, воспитавшие его в любви и заботе, но у этого человека есть один недостаток. Не то чтобы он бросается в глаза, но он довольно существенен. Он убийца. Порой наемный, но чаще по собственной воле. Чувствуете, как меркнет все выше сказанное? Убийца. Как меняется восприятие главного героя. Запомните это чувство. На этом и построен весь фильм. На восприятии.
Обычно первая пара минут начинаются с представления главного героя нам - зрителям. Псевдодокументальный стиль обязывает авторов быть учтивыми к деталям. Но здесь все иначе. Для начала убийца произносит пару слов о том, что стало его, простите, призванием. "Для каждого трупа существует коэфициент балласта". Эти слова с его полуулыбкой на фоне трепещущего на ветру мешка с телом задушенной девушки красной нитью пройдут через все повествование, вы поневоле будете держать их в голове, наблюдая полет очередного мешка в карьер.
Ну а теперь давайте знакомиться. Нет, не с убийцей. Со съемночной группой, преследующей нашего героя. Вот он Реми - режиссер и человек, практически ставший приемником убийцы; вот он звукооператор - его имя можете не запоминать; вот Андре - тишина за кадром, плечи, мужественно поддерживающие нас с вами в объективе огромной телевизионной камеры. А теперь убийца? Нет. Теперь его окружение. То, что его создало. Стареющие родители, милая Валери с ее флейтой, некогда красотка подружка и два десятка трупов на дне старого глиняного карьера. Ну а теперь убийца. И это будет последний раз, когда мы его так назовем. Обойдемся без ярлыков.
В сущности Бенуа вполне себе симпатичный человек. Во всяком случае с ним есть о чем поговорить, он разбирается в музыке, архитектуре, литературе, умен, несколько не умеет пить,он похож на вашего друга или знакомого, но своим искусством он выбрал убийства. И для него это всего лишь работа, которую он делает хорошо. А что же его окружение? Они наверняка ни о чем и не предполагают? Да нет, они тоже в курсе. Вы же привыкаете к нападкам начальства, к хамоватой соседке, пружине дивана, колющей поясницу... Думаете к тому, что ваш милый, в сущности, друг убивает старушек, чтобы заработать деньги, привыкнуть сложнее? Разве что первое время. Точно также к Бенуа привыкаем и мы. Несмотря на показное отвращение, тайком он привлекает нас маской эстета, дружелюбного парня за барной стойкой, с закатанными рукавами слагающего белые стихи. А затем блюет в самую гущу стола потешаясь над тем, что мы вновь попались на его удочку.
Он не чурается браться за самую разную работу, он убивает женщин, убивает детей, убивает стариков, убивает таксистов и почтальонов, ради пенсий старушек, он насилует и грабит, но при этом не теряет лицо и поистине звериное хладнокровие. Бенуа хищник и стайка киношников, постепенно втягивающихся в его искусство, яркое тому подтверждение. Бенуа видит в этом лишь практичность, способ заработать. Бенуа равнодушен. Это пугает. Глядя на то, как вчерашние киношники размазывали слезы в кадре, оплакивая погибших коллег, а сегодня называют это "производственным риском", насилуют женщин и "Поставьте микрофон сюда. Слышите?.. Реми, подержи ноги. И руки, пожалуйста тоже... Как зовут твою жену? Я хочу знать имя женщины, которая от меня кончит...". Весь фильм в голове царит непонимание. Какого черта, это неправильно, это по-зверски, но на лицах главных героев играет каменное спокойствие и участие, местами переходящее в улыбку и рассудок затихает. Все нормально, так надо. Чтобы не происходило на экране - оставайтесь спокойным.
Первые полчаса мы очарованы засилием убийств и хаоса на экране. Кровь льется рекой под хохот и песни безумной компании Бенуа и его киношников. Кажется, что это может продолжаться вечно и возмездие не наступит никогда. Но проходит буквально полчаса и пелена спадает. Одна неудача и все встает на свои места. Лишь родители, не знающие о том, кем является их сын, по-настоящему тепло относятся к Бенуа, пытаясь выручить того в больнице. Наверняка лишь поэтому старик в палате остался жив несмотря на все его выходки. Бенуа уважает своих родителей и этого старика, сочувствие к которому они проявили, тоже. Но все, кто окружают его, всего лишь овцы, в руках волка. Они вынуждены подыгрывать ему лишь потому, что он держит их жизни в своих руках. Ему ничего не стоит нажать на курок, сделать свою работу, в том случае, если он посчитает это нужным. И сцена в день рождения Бенуа яркое тому подтверждение. Но, чтобы не происходило - оставайтесь спокойным.
На финал фильма авторы согласились, потому что так было нужно. Зло ведь не должно оставаться безнаказанным, правда? И Бенуа знал это, иначе зачем документировать оборотную сторону своей жизни, зачем подставляться? В мире фильма полиция существует также, как и в любом другом, а столько крови на одной пленке хватит, чтобы приговорить его. А может быть он и в самом деле верил, что был творцом и хотел бы, чтобы их кино увидело свет... Впрочем, это неважно. Главное, что вы должны понять из этой картины - за все нужно платить. И за собственное равнодушие также.