"Майор" Быкова - так страшно, что даже реальность.
Привет. Сегодня в эфире нечто крайне серьезное. Фильм, оставшийся незамеченным в кинотеатрах, себя не окупивший, но чрезмерно достойный. И пусть эта история может показаться несколько гротескной, местами оторванной от реальности (и слава богу, черт возьми), я могу заверить вас - равнодушных не будет. Итак, на КПБ сегодня "Майор" (2013) Юрия Быкова.
О "Майоре" многого не скажешь. Этот фильм из тех, что и выключаешь не сразу, оставаясь под впечатлением, глядя сквозь наползающую на экран монитора метель титров. Отзывы, обзоры - это все лишнее, выводы каждый должен сделать сам, так как лучшее впечатление этот фильм производит когда садишься смотреть его практически вслепую. Не распрашивая друзей, не зная кто такой этот Быков и что за "Дурак" идет с ним вприкуску, и, упаси господи, не заглядывая на кинопоиск, не привязываясь к чужим мнениям. Пару минут скролишь гугл в поисках не засранного рекламой сайта и жмешь play практически без всяких ожиданий. Вот так и должно начинаться знакомство с "Майором". (Но для меня можно сделать исключение.)
Сама концепция фильма поднимает острую проблему произвола власти как таковой. История о том, что даже такой сильный человек, как главный герой, абсолютно не защищен перед системой, так же, как и мы с вами. Один день, прихоть одного человека, звезды на погонах которого достаточной велики, чтобы пустить вашу жизнь под откос, и вы лишитесь всего, что строили долгие годы. И что, чем огрызнетесь?
Завязка этого фильма встанет в горле на ближайшие полтора часа и останется там до тех пор, пока в порыве космической тоски и беспокойства вы не обнимите вечером близких и не обдумаете каждый сюжетный ход ворочаясь в своей постели.
А начинается все просто: разбуженный ранним звонком майор РОВД Сергей Соболев, образ которого, к слову, вобрал в себя черты такой фигуры, как майор Денис Евсюков, устроившим стрельбу в супермаркете "Остров" в апреле 2009, садится за руль новенького X5 и топит педаль в пол. Жена рожает. Но очередной поворот, зазевавшийся ребенок, 120 км/ч и начинается обратный отсчет. Большего знать не нужно. Произвол, менты и мусора, честь, совесть, дружба - все это есть, все это узнаваемо, так что скучно не будет, уверяю вас.
Скорее всего, это социальная обстановка, все ситуации подобного рода, особенно те, что происходили в 2009—2010 годах. Например, с Евсюковым. Всё это было на слуху и на виду. И на тот момент, и сейчас это самый наболевший вопрос — отношений обычного человека и власти.
— Из интервью с Ю. Быковым
Знаете, "Майор" - это единственный фильм, который напугал. Чисто по человечески, потому что не за себя. Что боятся за свою шкуру, если по большому счету себя и не жалко? "Майор" рассказывает о том, что можно найти рядом, поблизости, через дорогу, простите за нелепый каламбур. И страх этот не эфемерный взгляд из темноты, он осязаемый, у него есть имя и должность и протянет он руки вовсе не к вашей жилистой шее, а к тем, кого вы не сможете защитить.
Наблюдая за метаморфозами участников истории осознаешь, что ты действительно видел, а возможно и знаешь людей, подобных этим. И пусть это художественное кино, в реальной жизни так не поступают, но ведь жизнь бывает куда страшнее самого изощренного сценария, не так ли?
- Я тебя на том свете достану!
- Ты меня на этом достань.
Весь фильм мечешься между тем кто же все-таки добро, а кто зло, а в голове упорно звучит вопрос, на который, поверьте, и отвечать-то не хочется: "А что бы я сделал? Чтобы сделал я?"
И это действительно тяжело.
Задайте его себе и позвоните близким. Жизнь чертовски случайная штука.
А закончить хотело бы словами автора картины - Юрия Быкова:
- Я бы свои деньги потратил на то, чтобы сделать по огромное количество дисков и ездить раздавать по городам, куда угодно, абсолютно постороннему человеку, чтобы просто видеть глаза людей и говорить им: "Ребят, ну мы че-то будем делать, нет? Что происходит-то? Или будем как овцы сидеть и смотреть как все рушится, падает и так далее?"