«Черная вода»: мнение без спойлеров
После вчерашнего провала с «Невестой» мне неудержимо захотелось еще раз наступить на те же грабли, и я отыскал еще один отечественный хоррор – «Черную воду». На поверку фильм получился совсем не хоррором, а очень даже детективным триллером, чем-то напомнив романы Жан-Кристофа Гранже, у которого вроде бы мистические события всегда получают вполне реалистичное, пусть и закрученное объяснение. Правда, «Черная вода» оказалась закручена не так уж и сильно, да и в целом косяков в картине немало, но давайте обо всем по порядку.
Максим, недавно уволившийся из армии, решает осуществить свою давнюю мечту и покупает небольшое судно. Нюанс в том, что корабль пережил сильный пожар и сейчас стоит на приколе в какой-то глухомани, а чтобы вернуть его в строй придется неслабо попотеть. Но Макс знал на что шел, и заручившись поддержкой брата Пети, по этому случаю выписавшегося из наркологической больницы, а также своей девушки Полины, решает восстановить судно в кратчайшие сроки. Прибыв на место, ребята выясняют, что за пожаром на лодке скрывается куда более страшная история, да и сам водоем среди местных пользуется очень дурной славой. А тут еще и жизнерадостная Полина, куда-то исчезнув на несколько часов, возвращается, можно сказать, совсем другим человеком.
Первым впечатлением, сформировавшимся у меня еще во время просмотра, стало то, что фильм… странный. Во-первых, он выглядит так, словно снят не в 2017 году, а в 1987-м, и я на полном серьезе ожидал в конце титров увидеть легендарную фразу «Фильм снят на пленке Шосткинского производственного объединения “Свема”». Во-вторых, что-то странное творилось и с актерами: вот они хорошо справляются со своими ролями, местами даже замечательно, а буквально через несколько минут не могут и пары слов связать, чтобы не чувствовалось фальши, и таких моментов, к сожалению, намного больше. Эти качели продолжаются с самого начала и до конца, и найти какое-то вразумительное объяснение, например, режиссерский замысел, я так и не смог. А, и еще фильм частично снят с соотношением сторон 4:3, и зачем это было нужно я тоже не понял – происходящее на экране в этих сценах ничем не отличается от остальных частей картины.
Зато у «Черной воды» если и не интересная, то как минимум любопытная история, отдаленно напоминающая американские фильмы о нерадивых туристах, попавших в местность с давно сложившимися и довольно странными устоями. Безымянную деревню и ее жителей вполне можно назвать четвертым главным героем фильма, оказывающим на сюжет картины самое непосредственное влияние. Понятно, что девочка Юля и старик Николай оказывают наибольшее, но и остальных со счетов списывать не стоит, особенно в паре сцен ближе к концу фильма.
Но наиболее Роману Каримову, режиссеру и со-сценаристу «Черной воды» (о нем я расскажу чуть ниже), удалось заигрывание с мистикой. Примерно со сцены с возвращением Полины я для себя определил, в чем будет заключаться основной конфликт картины, и почти до самого конца оставался уверен в собственной правоте. Даже некоторые намеки на иное развитие событий, предлагаемые Каримовым, не могли поколебать моей уверенности: я считал, что все это сделано лишь для отвода глаз. К моему огромному удивлению, в своих теориях я ошибся полностью. И это было приятно, если честно.
В целом сюжет «Черной воды» можно назвать интересным и стройным, и единственное, что его портит – некоторая затянутость повествования: некоторые диалоги и монологи персонажей для истории либо не важны, либо, на мой взгляд, не нужны вовсе. К тому же многочисленные сцены с лесами и водными гладями лишь искусственно растягивают хронометраж, и их вполне можно было заменить чем-то более осмысленным.
Возможно, вам показалось, что итоговый вердикт будет позитивным, но это не так. Те самые затянутые и необязательные монологи и диалоги уж очень часто попадают на те самые сцены, в которых актеры фальшивят от души, и подобное комбо удручающе сказывается на восприятии фильма в целом. Через большую его часть натурально приходится продираться, борясь со сном и скукой, хотя, повторюсь, сама по себе история вышла интересной. И это очень печально, ведь у «Черной воды» были все шансы стать хорошим отечественным кино, в котором так сильно нуждается зритель.
Кстати, судя по всему, Роман Каримов и сам почувствовал, что в общем и целом картина не слишком удалась, и перед прокатом попросил вычеркнуть свое имя из титров, назвав фильм «вязким арт-хаусом». Это, конечно, перебор: ни вязким, ни каким-либо другим арт-хаусом в «Черной воде» и не пахнет, но сама ситуация, на мой взгляд, весьма показательна.
В общем, «Черная вода» – изначально очень перспективный детективный триллер с интересной историей и хорошей развязкой, загубленный режиссером, вторым режиссером, оператором, актерами, художниками и всеми остальным членами съемочной группы. Знаете, в последние годы у меня практически не горит от плохих отечественных фильмов, потому что к ним я уже привык, а вот от отечественных фильмов, имевших все задатки, чтобы стать хорошими или даже отличными, у меня пригорает очень сильно. И «Черная вода» – это именно тот случай.
45/100
Спасибо за внимание.
Подпишись или гори: @kinoshka
Изображения: Артлайт.