«Пришелец»: мнение без спойлеров
Первая пилотируемая экспедиция на Марс заканчивается трагедией: невесть откуда взявшаяся песчаная буря рушит все планы космонавтов, а бездыханный труп одного из них приходится оставить на красной планете. Правда, он оказывается жив, вскоре находит способ связаться с Центром управления полетами, и вот уже весь мир с замиранием сердца следит за судьбой российского марсианина. Недружелюбная планета, скудный запас энергии, нехватка денег на спасательную операцию, интриги чинуш и сильных мира сего на родной Земле – возвращение домой будет той еще задачкой.
Если вам показалось, что завязка уж слишком похожа на книгу Энди Вейера и ее экранизацию, то вам не показалось, и вы не единственный. Сценаристу «Пришельца» так показалось тоже, и он даже попытался судиться с 20th Century Fox СНГ, но получил от ворот поворот в суде, который не очень-то понял суть претензий автора, у которого не сходилось ни содержание, ни сроки, вообще ничего. В общем, отчаявшись содрать 50 миллионов рублей компенсации с наглых буржуев, сценарист отправился покорять большие экраны. Честное слово, уж лучше бы ему заплатили сразу.
Во-первых, у «Пришельца» нет даже подобия хоть сколько-нибудь внятной истории. Весь фильм больше смахивает на бездарную компиляцию трех короткометражек, которые порезали в случайных местах, а затем склеили в произвольном порядке. И если поначалу сохраняется хотя бы иллюзия связного повествования, намекающая на полную драматизма историю о выживании на Марсе (и это было бы здорово, пусть и несколько вторично), то уже через полчаса просмотра становится совершенно очевидно, что ни о какой связности не идет и речи. Нарратив прыгает от локации к локации, от персонажа к персонажу, от диалога к диалогу, но в общую картину все это складывается едва ли.
Лишь сюжетную линию о сотворении кумиров можно назвать цельной, но и то с большой натяжкой, и в отрыве от остальных. Да и ее, в общем-то, слили ближе к развязке, скомкав финал в мельтешащую череду бессвязных сцен. Что касается линии Пришельца и ее иносказательности, то эта псевдофилософская жвачка, способная стать откровением лишь для зрителей, не прочитавших за жизнь ни одной книги, не представляет вообще никакого интереса. О смехотворно короткой, внезапно начавшейся и так же внезапно закончившейся романтической линии с любовным треугольником (или что это, черт возьми, такое было) даже не хочется вспоминать.
Но самое ужасное, что ущербный сюжет, который лихорадит разными проблематиками и идеями, никак не связанными между собой, это еще полбеды. Настоящая проблема заключается в том, что «Пришелец» непроходимо туп. Того же «Марсианина» Вейера часто ругали за то, что он, мол, не такая уж и научная фантастика, потому что писатель опирался на слишком большое количество художественных допущений. Я не так хорошо разбираюсь в вопросах выживания на Марсе, поэтому не возьмусь судить о правдивости этих обвинений, но даже моих скудных знаний достаточно для того, чтобы заметить огромное количество научных, технических и логических проколов «Пришельца».
И пяти минут не проходило, чтобы я в очередной раз не задался вопросом «А как это, блинский блин, вообще возможно?». Авторы фильма просто объявили бунт против физики и здравого смысла, двигая сюжет вперед не силами научной мысли, а исключительно собственной фантазией. Что там? Нужно, чтобы главный герой, находящийся на Марсе, мог общаться с Центром управления полетами (Земля) без задержек, что позволит нагнать пущего драматизму? Да без проблем! Что значит «невозможно»? Да плевать! Камера, мотор! Тьфу…
Впрочем, кое-что хорошее в «Пришельце» все же есть. Прежде всего мне понравилась картинка – выглядит очень симпатично, спецэффекты неплохие, в целом бедненько, но аккуратно и нестыдно. Да, я бы не стал за нее хвалить западный фильм, претендующий на звание национального блокбастера, но отечественный похвалю, т.к. это действительно большой шаг вперед как с точки зрения технологий, так и с точки зрения чувства стиля авторов картины. Все же что-то из полимеров еще осталось, если вы понимаете, о чем я. Еще понравилась игра некоторых актеров, Смолякова, в частности, который даже совершенно идиотские реплики умудрялся превратить во что-то осмысленное исключительно собственными эмоциями. Звук тоже был неплох, кажется… Черт, что же еще мне понравилось… Пожалуй, больше ничего.
«Пришелец» – симпатичная на вид, но совершенно пустая внутри отечественная фантастика, авторы которой, очевидно, вместо внятной истории решили подгрузить зрителя примитивной философией и банальной моралью, подаваемыми прямо в лоб, без всякой изюминки. И да, ляп на ляпе сидит и ляпом погоняет – это про «Пришельца». Категорически не рекомендую.
Спасибо за внимание.
Подпишись или гори: @kinoshka
И на Яндекс Дзен тоже!
Изображения: © Союз Маринс Групп