Темные времена: мнение без спойлеров
Из тысяч фильмов, которые я посмотрел за свою жизнь, до сегодняшнего дня к просмотру строго в оригинале я рекомендовал только один – «Король говорит!» Тома Хупера. Официальный дубляж, пусть он был и неплох, просто неспособен передать невероятную игру Колина Ферта, что я считаю настоящим преступлением против объективного чувства прекрасного. С сегодняшнего дня я начну рекомендовать и «Темные времена» тоже.
Май 1940 года. Действующий премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен вынужден уйти в отставку, а на его место приходит Уинстон Черчилль, фигура неоднозначная, а по мнению многих его коллег в парламенте и вовсе одиозная. Новоиспеченному премьер-министру страна достается в крайне непростое время: Гитлер громит Западную Европу, Британия потенциально на очереди, а внутри правительства нет единого мнения, что же делать дальше. Не пользуясь поддержкой даже своей консервативной партии, что уж говорить о лейбористах, Черчилль пытается действовать во благо своей страны, но задача эта не из легких.
Чтобы снять хороший биографический, но художественный, а не документальный фильм, кинематографистам нужен особый навык – отличное чувство баланса между реальными историческими фактами и вымыслом, делающим историю ярче. У Энтони Маккартена и Джо Райта, сценариста и режиссера «Темных времен» соответственно, это чувство баланса однозначно есть.
Байопик о Черчилле – эталонная комбинация едва ли не дословного цитирования исторических событий и фантазийных зарисовок сценариста, призванных эти события несколько облагородить и разрядить. Первые последовательно чередуются со вторыми, и в итоге на экране мы видим стройную, идеально выверенную историю, не проседающую в интересности ни в начале, ни в середине, ни в конце. И для жанра биографической драмы это огромное достижение, похвастаться которым ранее могли только три фильма: «Пианист» Романа Полански, «Амадей» Милоша Формана и уже упомянутый мной «Король говорит!» Тома Хупера.
«Темные времена» – наглядный пример, как можно снять современный интересный фильм о политике, не перегружая его политической чернухой и вездесущей толерантностью. При том и первое, и второе в нем есть: политика в картине изображена реалистично грязным и некрасивым делом, а идеи всеобщего равенства продвигаются даже в декорациях Великобритании 1940 года, где им, в общем-то, не место. Но в отличие от той же «Формы воды» Гильермо дель Торо, ставшей хвалебной одой «не таким как все», «Темные времена» делают это не-на-вяз-чи-во. Здесь есть сильная женщина, стоящая за спиной великого мужчины; здесь есть другая женщина, пока что не сильная, но идущая к этому; здесь есть образованный чернокожий паренек, не пасующий перед потомственным аристократом; наконец, здесь есть главный герой, одинаково хорошо относящийся ко всем вышеперечисленным. Да, что-то из этого – лишь дань современным веяниям, но этим не тычут в лицо, не навязывают как единственно правильное мнение, и в результате даже не слишком реалистичные ситуации выглядят вполне органично. За два часа хронометража у «Темных времен» не было ни одного раздражающего момента, и это первый такой фильм за последние несколько лет.
Что касается Гэри Олдмана, получившего премию Оскар за лучшую мужскую роль, то здесь я снимаю все свои воображаемые шляпы: то, что он делал на экране, было просто невероятно. Понятно, что визуальный образ – заслуга гримера в первую очередь, но в весь этот грим еще нужно было вжиться, и Олдман с задачей справился блестяще. А вот жестикуляция, манера двигаться и речь – заслуга исключительно актера. Хотите увидеть, почему Гэри Олдман считается великим актером? Включайте «Темные времена» в оригинале, поймете все примерно на пятой минуте.
Но есть у такого перформанса и свой недостаток: он полностью затмевает всех остальных актеров, что справедливо даже для тех сцен, когда Черчилля нет в кадре. Переиграть Олдмана не смог ни Рональд Пикап, ни Стивен Диллейн, ни Бен Мендельсон. Ну ладно, у последнего было экранного времени минуток на пять, не больше, а вот Пикап и Диллейн мелькали в кадре повсеместно, но на фоне Олдмана выглядели блекло и неубедительно. Женских персонажей, кстати, это не касается: Кристин Скотт Томас и Лили Джеймс со своей задачей справились прекрасно.
Закругляясь, сообщаю: «Темные времена» – отличная биографическая драма, умело балансирующая между фактами и фантазией, одна из лучших в жанре. Если вы любите большое и серьезное кино, то смотрите обязательно. Если не любите, то все равно смотрите, потому что старания Гэри Олдмана того стоят.
89/100
Спасибо за внимание.
Подписывайтесь, будет интересно: @kinoshka
Изображения: Helicopter Film Services, Working Title Films.