Достоверность в фотографии.
Как фотограф я нередко сталкиваюсь с мнением, что обработка не нужна, что люди такие, какие они есть и не нужно ничего исправлять, пусть каждый прыщик и каждая морщинка будут на своем законном месте - ведь люди именно такие! Также бытует мнение о том, что не стоит вмешиваться и в цвет на фотографии, ведь он такой и был, не надо нам врать. И конечно же мое любимое: “вот в пленочные времена никто не ретушировал!”.
И так, разберемся во всем по порядку, начнем с прыщиков и морщинок. Как я уже писала в одном посте, акне у меня были в приличном количестве, хочу ли я об этом помнить? Хочу ли я фотографии из отпуска в лето обострения, где лицо спрятано за этим кошмаром? Думаю вы согласитесь со мной, что это не то, о чем хочется вспоминать вместе с отпуском.
Касаемо морщинок: мы всегда привыкли видеть себя и окружающих в динамике, и наш мозг самостоятельно “обрабатывает” увиденное, так добрая часть моих друзей даже не заметили, что я вылечила кожу, а мелкие морщинки вокруг глаз чаще всего незаметны в повседневной жизни. Почему же это так явно бросается в глаза на фотографии? Статика. Фотография - это застывшее мгновение, то, чего мы бы не увидели в реальности, не остановив время. Ее мы рассматриваем более внимательно и у нас появляется время обратить внимание на детали, которые мы обычно упускаем.
Цвет в фотографии не менее важен, чем в картине, он так же передает атмосферу и впечатление фотографа от увиденного. У вас бывало так, что вы наблюдаете прекраснейший закат в вашей жизни и хотите заснять его, но сделав снимок вы понимаете, что решительно ничего от роскошного заката на фотографии не осталось? Дело в том, что мы воспринимаем происходящее иначе, нежели камера: на наше восприятие влияет множество факторов (окружение, эмоции, наше собственное цветовосприятие и т.д.). Однако же матрица нашей камеры стремится к тому, чтобы свести все к “серой карточке” - нет пересветов и провалов в тенях, в итоге мы получаем достаточно блеклый и унылый снимок.
Здесь мне хотелось бы обратиться к одному из лучших фотографов современности Павлу Косенко и привести цитату из его книги “Живая цифра”:
“Обратите внимание, «честность» в фотографии заканчивается уже на этапе выбора оптической системы (фотообъектива), то есть задолго до обработки или воспроизведения сцены. Ответ на вопрос «как это выглядело на самом деле?» всегда будет зависеть от того, кто и как смотрит на исходный сюжет. .... Восприятие человека зависит от условий просмотра и окружения. .... Невозможно не обработать фотографию. Снимок без вмешательства средств обработки обычно выглядит слишком блекло и малоконтрастно... Те, кто утверждает, что не обрабатывает фотографии, отправляя на печать JPEG-файл из цифровой камеры (или Raw-конвертера), просто не понимают, что обработка все равно произошла. Но в этом случае автор доверил ее скромным «мозгам» фотокамеры (или усредненным параметрам по умолчанию в Raw-конвертере), оценив итоговый результат. Если он ему понравился, значит, его устроила автоматическая обработка, не более того.”
О “Пленочных временах” стоит поговорить отдельно, т.к. многие ошибочно полагают, что именно тогда фотография была предельно достоверна. Начнем с того, что при съемке на пленку фотография “обработана” уже заранее, причем людьми с художественным образованием и огромным визуальным опытом. Дело в том, что все настройки кривых, которые мы сейчас выставляем вручную, в пленке заложены изначально художниками и искусствоведами.
“Практически все фотопленки (кроме специальных, предназначенных для сканирования) заведомо и в значительной степени искажают цвета на фотографиях. Именно такими их и задумывают создатели эмульсии пленки – инженеры и специалисты в области эстетики. Более того, цвета на фотопленках исходно гармонизированы друг с другом. Фотограф получает профессиональную поддержку на старте точно так же, как художник в наше время может получить поддержку в виде готовых наборов красок.”Павел Косенко “Живая цифра”.
Однако это не значит, что снимая на пленку мы получим априори хороший цвет, результат также может оказаться эстетически непригодным. Стоит заранее подобрать пленку сообразно творческой задумке, которая всегда уникальна.
Что же касается именно ретуши пленочных фотографий, этот процесс имел место быть, он был сложным и кропотливым, например чтобы увеличить грудь, приклеивали кусочек другой фотографии и переснимали заново, для осветления - снималась часть эмульсии, а для повышения плотности использовались тушь и специальные карандаши.
Фотография никогда не была достоверной, и не передавала мир таким, какой он есть, и как справедливо заметил Гален Роуэлл:
“Одна из самых больших ошибок, которую может сделать фотограф, – это надеяться, что его фотография, будет похожа на реальный мир. Если мы ограничиваем свое воображение реальным миром, мы будем вечно пытаться скопировать его красоту, но никогда не сможем сделать ничего большего.”
Что касается меня, я не сторонник явной обработки, мне всегда ближе, когда она остается незаметной и естественной, пусть даже для достижения такого эффекта будет приложено немало усилий и ретуши.