Ричард Докинз: гены и мемы.
Недавно дочитал книгу известного эволюциониста, этолога и борца с мракобесием Ричарда Докинза. Книга посвящена эволюции и называется «Эгоистичный ген», первая публикация была довольно давно в 1976 году, после чего книга пережила уже несколько переизданий. Главной темой книги является мысль, согласно которой любое живое существо по своей сути — это всего лишь машина-носитель, и смысл её существования состоит в служении своим эгоистичным хозяевам-генам. Эгоистичность генов - это их основное свойство, и заключается оно в том, что основной их целью является распространение своих копий и продление себя во времени. Средством достижения этой цели как раз и являются живые организмы, вся жизнедеятельность которых прямо или косвенно подчинена целям генов, при этом самим генам по большей части всё равно что происходит с их носителем. Автор приводит много примеров, расчётов и научных фактов в подтверждение своей точки зрения. Но для меня главным открытием книги стало совсем не это.
Ближе к концу книги учёный знакомит читателя с концепцией мема. Если ген является биологическим репликатором, то есть объектом, который копирует сами себя, то мем выполняет такую же роль, но в культурной среде. Докинз предложил идею о том, что всё богатство культурной информации состоит базовых единиц, которые, как и гены, могут копироваться, мутировать и конкурировать друг с другом. Типичным и всем знакомым примером мемов являются интернет-мемы. Те самые «заразные» информационные конструкции, популярные в социальных сетях. Хорошо, что они не отличаются долговечностью.
Как и отдельные гены в процессе эволюции объединялись друг с другом, чтобы повысить свои шансы на выживание, так и мемы объединяются в комплексы различной величины для того, чтобы лучше выживать и сильнее влиять на своих носителей. Любые политические, моральные и научные концепции представляют собой структуру, состоящую из разного количества мемов. В процессе борьбы за владение умами носителей комплексы мемов мутируют и приспосабливаются к среде своего обитания. Этот процесс можно наблюдать и в религиях, которые также являются набором мемов, и в политике, но особенно это видно в развитии научной мысли.
В самом конце 20 века бурное развитие информационных технологий дало вторую жизнь в теории мемов. Тогда и начала оформляться новая наука — меметика, которая на данный момент имеет спорный характер и не признаётся некоторыми представителями науки. Меметика объясняет сознание как совокупность мемов, а развитие культуры и цивилизации — как их эволюцию.
Согласно идеям британского психолога Сюзан Блэкмор, которые изложены в книге «Меметическая машина» человеческая цивилизация уже практически остановила естественный отбор, а вместе с ним и биологическую эволюцию. Теперь именно мемы и их эволюция задаёт вектор развития человечества. Более того, Блэкмор видит причину такого развития человеческого мозга в том, что мозг именно тот орган, который нужен для репликации мемов.
На мой взгляд теория мемов в чём-то перекликается с миром идей Платона. Мемы, как и платоновские идеи находятся в мире сверхчувственного, их не возможно почувствовать обычными органами чувств. Но у Платона идеи являются первообразами материальных предметов, а согласно современным научным данным появлению мемов предшествует долгий период материальной, генетической эволюции.
На данный момент меметика имеет как сильные стороны, так и моменты, за которые её критикуют. По моему мнению такая ситуация идёт на пользу предмету, ведь именно в таких условиях и рождаются новые, изящные научные теории.