kudago
6 лет назадСовременный театр: как выбрать спектакль и не облажаться
Если вы полчаса бродите по подвалу, в котором подозрительно выглядящие личности что-то неразборчиво кричат (матом), не торопитесь называть это современным искусством, и бежать прочь, обещая себе «больше никогда и ни за что». Вероятно, вы просто выбрали не тот спектакль.
- Афиша. Как угадать, стоит ли идти на спектакль, с одного взгляда В большинстве случаев афиши вполне достаточно, чтобы определиться, стоит ли вообще задумываться о покупке билета на спектакль. Если цветовая гамма рождает ассоциации с эпохой диско, в списке актеров те, кого вы недавно видели в телешоу, а спектакль проходит в ДК, скорее всего, вам не туда. 2. Современные режиссеры. Кто все эти люди? Актуальные спектакли лучше выбирать не по театрам, а по режиссёрам, ведь театр сейчас — это скорее площадка, чем показатель качества. Персоналий, за которыми стоит следить, немало. Но если вы только начали знакомство с современным театром, обратите внимание на спектакли Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова, Андрея Могучего, Юрия Бутусова, Тимофея Кулябина, Андрия Жолдака, Марата Гацалова, Максима Диденко, Бориса Павловича, Яны Туминой, Семена Александровского, Дмитрия Волкострелова, Клима, постановки Мастерской Дмитрия Брусникина и Школы Драматического искусства. Кроме того, стоит присмотреться к анонсам показов работ российских и европейских режиссеров в рамках театральных фестивалей. Участие в фестивалях и выдвижение на премии — это почти всегда безусловная рекомендация. Почти — потому что не все фестивали и премии одинаково полезны. 3. Театральные фестивали. Чем они могут помочь? Как минимум, это сэкономит вам массу времени. Например, если спектакль есть в списке номинантов «Золотой маски», — российского театрального «Оскара», — смело покупайте билет. Организаторы фестиваля — NET («Новый европейский театр»), привозят в Москву лучших современных европейских режиссеров. Еще одна программа, без которой не обойтись при разговоре об актуальном театре, а тем более о театре экспериментальном — международный фестиваль «Территория», на котором можно увидеть работы главных театральных «ньюсмейкеров» от Томаса Остермаейра до Яна Фабра. Следить за программами московских фестивалей полезно, даже если вы не собираетесь тратиться на театральный уикенд в столице. Особенно это может помочь тем, кто живет в Петербурге. Очень вероятно, что через несколько месяцев те же спектакли покажут в рамках местных специальных программ, а вы уже будете в курсе. Главная петербургская театральная премия — «Золотой софит» поможет выбрать спектакль, на котором вас точно ничего не шокирует. Программа недавно созданного форума «Площадка» — наоборот, для тех, кто хочет посмотреть экспериментальные постановки. Определиться, со спектаклями молодых режиссеров поможет шорт-лист фестиваля «Прорыв», с театром в нетеатральных пространствах и спектаклями-бродилками — летний фестиваль «Точка Доступа». К тому же в рамках его программы можно посмотреть работы ведущих западных режиссеров-экспериментаторов. Например, спектакли главных театральных выдумщиков Европы — Rimini Protokoll. Понятно, может, и не будет, но интересно — точно. 4. Отзывы критиков и зрителей. Кому верить? Кстати, о мнениях. Конечно, перед тем, как отправиться за билетами, полезно почитать рецензии экспертов — театральных критиков и обозревателей. Часто ссылки на тексты о спектаклях доступны на сайте театра или в официальных группах в соцсетях. Правда, критики тоже люди — со своими собственными пристрастиями и представлениями о прекрасном. Поэтому лучше сравнить несколько точек зрения. Но если времени на лонгриды нет, можно просмотреть отзывы зрителей. Часто модераторы удаляют негативные комментарии, но, чтобы сделать выбор, и положительных ремарок окажется вполне достаточно. Главное — честно ответьте себе на вопрос: согласны ли вы с теми критериями, которые отметили зрители, или ищите чего-то другого. 5. Билеты куплены. Стоит ли готовиться к просмотру? Конечно, стоит. Но это не значит, что вам нужно провести неделю за изучением всего, что удастся найти. Скорее, подготовиться в этом случае, — значит быть готовым ко всему. Прежде всего, к тому, что театр давно перестал быть местом, где актеры по ролям рассказывают зрителю историю с перерывом на буфет. Если вы идете на спектакль, поставленный по литературному тексту, конечно, неплохо было бы его прочитать. Прочитали? А теперь забудьте. В современном театре любая заимствованная основа – чаще всего только отправная точка. Поэтому лучшее, что вы можете сделать, — не ждать точного повторения всех деталей фабулы и перестать сравнивать. Режиссёр всегда создает собственное произведение, а не иллюстрацию к книге/фильму/картине. Он вправе обращаться с ними, как захочет: переписать финал, изменить состав действующих лиц, оставить от текста одну реплику или вообще отказаться от слов. Это нормально. Мало того, вам может показаться, что у спектакля вообще нет сюжета, а то, что происходит на сцене, похоже на никак не связанные между собой картинки. В таком случае перестаньте злиться на современное искусство и потерпите немного. Скоро причинно-следственная логика отключится, начнет работать воображение, сюжет сложится из возникающих ассоциаций, и, возможно, все детали происходящего наконец соберутся воедино. Но даже если спектакль вам не понравился, помните: современный театр очень разный. Не судите о нём по одной постановке. 6. Где посмотреть спектакли, кроме театра? Сейчас современный театр — это огромное пространство, которое вбирает в себя все художественные процессы. Если вы узнаете о нем чуть больше, то начнете лучше разбираться в современном искусстве вообще. Но что делать, если вы хотите посмотреть спектакль, а попасть на него невозможно не потому все билеты раскупили, а потому что он просто не идет в Петербурге? Прежде всего, не отчаиваться, потому что выход есть. Принято считать, что театральные постановки нужно смотреть вживую. Да, конечно, видеоверсия вряд ли сможет подменить эффект присутствия. Но если мысль о путешествии в другой город или страну ради спектакля не кажется вам заманчивой, забудьте об условностях и отправляйтесь смотреть на театр в кино. А тем, кто будет пытаться отговорить вас от этой затеи, напомните, что создание видеоверсий постановок в последнее время оформляется в отдельное направление искусства. Кроме того, европейские и российские театры часто устраивают видеотрансляции спектаклей в интернете и даже выкладывают некоторые постановки в открытый доступ. Конечно, вряд ли получится посмотреть видеоверсию сразу после премьеры. Но если вспомнить о том, что большинство этих спектаклей, никогда не доедут до России, «разница во времени» тут же перестанет казаться такой уж существенной. Текст: Маргарита Спасская
Источник: https://kudago.com/all/list/sovremennyij-teatr-kak-vyibrat/