Натюрморт с тыквой. Пастель
Сегодня решила сделать более подробный пост о том, как я рисую пастелью.
Как и в любом другом рисунке, здесь тоже нужен набросок. Но его точность совершенно неважна. Более того, при работе с пастелью добиться строгого контура сложно и в целом ненужно. Вся работа строится на силуэтах и цветах. По скольку я не углублялась в изучение самой техники, а лишь вскользь узнала, что преимущественно ей рисовали в 20 веке французские импрессионисты, то могу с отсылками к самому художественному течению лишний раз подтвердить вышеупомянутое утверждение. Поэтому если ваш рисунок выглядит запутанным и непонятным, оставьте инструменты, отойдите от работы на пару шагов, и вам сразу же все станет отчетливо видно. Именно для этого в работе и используются пятна цветов, словно в мозаике.
Шаг первый: набросок
В самом начале не нужно набирать множество предметов для натюрморта. Лучше ограничиться двумя, максимум тремя объектами. Важно учитывать размеры рабочего пространства при размещении предметов. Чем оно меньше - тем меньшее количество предметов может присутствовать в работе.
Шаг второй: работа с фоном
Тот кто хоть раз рисовал - знает первое правило художественного клуба: работай от общего к частному
А это значит сначала нужно прорисовать фон, и только потом объекты
Сначала общий тон объекта, затем его форма и в конце его детали
И еще одно маленькое уточнение: никакого контура
Мне постоянно хочется что-то обвести, выделить, чтобы разграничить кашу у себя перед носом. Так вот. Не поддавайтесь этому желанию!
Промежуточный шаг
здесь я хочу отметить свои персональные уловки с пастелью
- не размазывать каждый цвет сразу после нанесения
- втирать крошки мела в работу при растирании
Пастель хорошо смешивается друг с другом только если она соприкасается между собой, но если растереть цвет, мешаться будет хуже, и соответственно не будет мягких переходов.
Крошки я оставляю (а не сдуваю) по двум причинам: так мел легче проникнет в поры бумаги и на столе вокруг будет в разы меньше грязи (но это не значит, что ее совсем не будет))
Также на этом этапе я добавляю тени с краев фиолетовым цветом.
Дальше в работе я буду постоянно использовать оттенки синего для теней и желтого для цвета
Почему?
Спектр состоит только из цветных цветов, а значит белого и черного там нет. И если на рисунке появляется один из них - он сразу начинает кричать и перетягивать все одеяло на себя. Это недопустимо. В пастели важна гармония цветов. Потому что при просмотре картины мозг в состоянии передать нам, что темно синий это тень, а желтый это свет.
Шаг третий: первый предмет
Первым предметом всегда идет тот, что вдали. Бутылка по задумке прозрачная, поэтому на следующей фотографии я скорректировала фон, чтобы он стал более однородным
Как видно - все блики на стекле я рисую желтыми оттенками пастели
Шаг четвертый: второй предмет
Первый предмет я еще буду корректировать в процессе, но сейчас я решила положить свет и тени на тыкву
Снова я растушевала цвет только после того, как нанесла все что хотела
На стол нанесла темно-зеленый цвет для обозначения теней.
Шаг пятый: стол\передний план
Хоть я и писала выше, что работать нужно от общего к частному, с поверхностью у меня так не работает. Из-за того, что она ближе ко мне, и опорной точке на руке - я всегда оставляю ее на предпоследнюю очередь.
Здесь особую сложность вызвало ребро стола, которое отделано уголковым брусочком. Но в целом плоскость на которую падает свет - светлая, ребро - еще светлее, все что ниже - темнее по нарастающей.
Теперь я вернулась к четвертому шагу, чтобы продолжить начатое с тыквой. А именно: придать цвет.
Конечно, было бы неправильно рисовать каждый из предметов в отдельности от обстановки, поэтому темно-зеленый и фиолетовый цвета в обязательном порядке должны присутствовать на предметах.
Шаг шестой: третий предмет
Вот я растушевываю тыкву, расставляю свето-теневые акценты и приступаю к последнему предмету на рисунке - к луку. По задумке он должен был быть золотисто-коричневым, но Денис попросил рисовать фиолетовый лук) Ну почему бы и нет))
Параллельно уточняю тени под предметами
Используя розовый, алый, светло-фиолетовый, фиолетовый и светло-желтый (неаполитанский желтый) я в общих чертах вырисовываю лук
Корректирую рисунок
Финал!
Надеюсь, этот пост не покажется СЛИШКОМ объемным, и его хоть кто-то прочтет) Просто мне хотелось максимально подробно изложить все способы и приемы, которые я использую при работе с пастелью. Вдруг это кому-то поможет нарисовать свой первый маленький шедевр.