Почему некоторые плохие режиссеры — хорошие
Некоторые фильмы можно смотреть вечно — они играют на правильных струнах нашей души, с легкостью могут заставить нас то смеяться, то плакать в нужный момент. Их сюжет выверен идеально, правильно подобранная музыка дополняет ощущения от просмотра, а концовка каждый раз поражает голову. Но есть ли у картины обратная сторона? Сильная предыстория, а главное — человек, ответственный за фильм? Далеко не всегда.
Львиная доля фильмов выглядит как фабричная пара обуви, практически ничем не отличающаяся от прошлогодней модели. Делают их одни и теже люди, и никого это не смущает. Но фильм, вопреки убеждениям корпораций, не просто продукт, а история. История как на экране, так и за кадром.
Даже не пытайтесь вспомнить кто снимал "Человека Муравья" после Эдгара Райта или последние звездные войны — это режиссеры с передовой. Они бегут на амбразуру и ни о чем не жалеют (посмотрите на их гонорар, хотя бы). У таких людей зачастую нет фирменного стиля, как у того же Бессона, да и яркой предыстории тоже.
На фоне таких стерильных во всех смыслах киноделов появляется эксклюзивность плохих режиссеров, как например Уве Болла. На его фильмы люди идут также как и на фильмы Тарантино, благоговейно повторяя друзьям "пойдем на этот фильм, его же снял сам Уве Болл!". Поменяй вы имя последнего на Скорсезе и ретранслируемая эмоция нисколько не поменяется. Про таких режиссеров пишут книги порой даже чаще, чем про более успешных коллег по цеху.
Как и в случае с американскими гангстерами, плюющими на закон и мораль, бездарные режиссеры влюбляют людей. Влюбляют в себе, в истории, и в конечном итоге свои фильмы. Люди всех времен и народов любят два типа историй: истории успеха и истории мучеников. Как и главный герой "Лица со шрамом" Эд Вуд умирает (сравнительно) молодым, полностью открывшись окружающим. И если первый продавал наркотики, грабил и убивал людей, то Вуд делал не менее впечатляющие вещи — он заваливал издательства дешевым криминальным чтивом зачастую с трансвеститами в сюжете, параллельно оббивая пороги кинокомпаний со своей кандидатурой в роли режиссера, сценариста, актера и кого они только захотят увидеть. Только лишь первый фильм Вуда заимел професссионального продюссера, а после того как "Глен или Гленда" с треском провалился в прокате, дорога в Голливуд для режиссера была закрыта.
Для остальных своих картин Эдвард брал бюджет у людей, которые абсолютно не связаны с кино. Ради финансирования "Невесты для монстра" он берет деньги у хозяина скотобойни, а для "План номер 9 из открытого космоса" всей команде Вуда пришлось пройти крещение в баптистской церкви. А окружали Эдварда далеко не типичные люди — трансвеститы, старые актеры с наркозависимостью и многие другие. Фильмы Вуда ужасны, большинство сцен в них снято с первого дубля и смотрелись странно даже в свое время. Но сознание поражает не мысль "так плохо что даже хорошо", а вера человека в свое дело, бессмысленная, но безоговорочная.
Еще больше вопросов можно задать режиссерской карьере Томми Вайсо. Благодаря его необоснованно дорогостоящей "Комнате" отмывала деньги русская мафия, или он заработал шесть миллионов на продаже джинсов — до сих пор остается неизвестным. Но зачем долго говорить о цикле травести-буффонады в фильмах ужасов или "Гражданине Кейне" от мира плохого кино, если это можно и нужно увидеть своими глазами.
Не будьте критиками, умейте получать удовольствие от новых и необычных вещей. Посмотрите что-нибудь нелепое с друзьями и проведите прекрасный зимний вечер. С этим помогут биографические фильмы про Эдварда Вуда и Томми Вайсо — "Эд Вуд" и "Горетворец".