Мелодия для размышлений с оркестром
Когда узнаешь процесс чего-то изнутри, то уже иначе относишься к любви, к явлениям природы, к продуктам в супермаркете или к событиям в жизни. Знания крепко сидят в голове, не дают забыться…мешают… обостряют или даже …отворачивают, но в любом случае, знания – это здорово!
То немногое, что я узнала об оркестре, прочитав книгу Зисмана «Путеводитель по оркестру и его задворкам», подкорректировали, отшлифовали и даже изменили моё отношение к музыкантам в оркестровой яме , к рабочим сцены и к балету.
При чём тут балет и оркестровая яма ? Вопрос понятен. Отвечаю.
Музыкантов посадил в оркестровую яму не Рихард Вагнер, как многие думают. Он только задвинул её поглубже под сцену и предложил накрыть специальным козырьком, чтобы балерины и танцоры, увлекшись исполнением ассамбле, соте, кабриоля, а тем более фуэтэ на 32 поворота, не свалились бы на колени оркестрантам в яме. А само понятие «оркестровая яма» появилась в прекрасную эпоху Ренессанса.
Но посадив музыкантов в оркестровую яму, их лишили возможности видеть, что происходит во время спектакля на сцене. Они слышат грохот пуантов над головой, слышат тихий мат «премьера» и переговоры кордебалета, видят, как над ямой вдруг появляется то тонкая нога балерины, то мощные икры её партнера ( или ещё что похуже) . Оркестранты только по звукам оваций понимают , что «Танец маленьких лебедей» исполнен прекрасно, а фуэтэ Цискаридзе произвело на экзальтированных зрителей неизгладимое впечатление. Музыканты видят букеты цветов, пролетающих на ними, как кометы в небе и всё.
Неудивительно, что музыканты находят возможность посмотреть спектакль из зрительного зала. Говорят, что для них балет становится настоящим открытием, производит прекрасное, но совершенно неожиданное впечатление.
Музыканты очень благодарные люди. В их трепетном сердце и в фибрах тонкой музыкальной души живёт огромное чувство уважение к тем, кто им помогает в работе. Среди самых уважаемых людей – звукорежиссер.
Студийная запись хороша тем, что музыканты не в курсе того, что и с кем им придётся играть. И тут на помощь приходят звукорежиссёры, которые:
- менее обидчивые, чем маэстро
- имеют такой музыкальный слух, которому можно позавидовать
- умеют читать партитуры
- знают инструменты
И при всём при этом имеют острое системное и рациональное мышление технаря. Их обожают все музыканты за то, что они спокойные, замечательные люди и, не впадая в творческий экстаз, творят настоящие чудеса. Звукорежиссёры внимательно слушают всякую муть, слышат малейшую фальшь , но всегда говорят солисту : «Не волнуйся, поправим». И ведь поправляют, убирая все погрешности – кудесники!
Все музыкальные инструменты в той или иной степени заточены под человеческий организм и привязаны к его возможностям. Вот , например, валторна – это духовой инструмент, дочь, так сказать, охотничьего рога. Чтобы звук рога было слышно далеко, его постоянно удлиняли. Когда его длина стала неприлично большой , то для компактности рог крутили, добавили ещё полметра длины. Так родилась валторна с трехметровым змеевиком.
Арфа родилась от лука с натянутой тетивой, которая издавала мелодичный звук при выстреле. Если посмотреть на арфу как на конструкцию, то при первом приближении это рояль, поставленный на попА , но без всех деревянных деталей. Рояль, так сказать, ню. Струн в арфы поменьше, чем в рояле, их там 45-47 штук. Но настраивать приходится перед концертом все. Арфисты- мужчины в России почему-то всех удивляют. Поэтому у нас арфисткам становятся женщины. Основная проблема всех арфисток – это проблема с трудоустройством, ведь оркестру нужна одна-две арфистки и не более. С халтурой у них тоже проблемы. На халтуре арфистка претерпевают множество неудобств, так как для переноски арфы требуется специально обученный грузчик. А для мужчины – арфиста переноска инструмента не являлась бы особенной проблемой. После концерта арфу накрывает специальной попоной . Как лошадку.
P.S. Я не пропускают ни одной прямой трансляции концерта Венского филармонического оркестра, который проходит 1 января каждого года в Вене. Ради того, чтобы увидеть здание филармонии, я специально прошлой осенью летала в Вену. После того, как я прочла книгу Владимира Зисмана «Путеводитель по оркестру и его задворкам», я узнала некоторые тонкости процесса, что изменили моё отношение к оркестрантам и к дирижеру. И вот теперь я с бОльшим нетерпением буду ждать 1 января 2020 года.