МУЗЫКА. Цой жив. Его зовут Джонни Марр... Часть 1
Музыка – как много в этих звуках. Согласитесь, это явление, которое сопровождает нас всю жизнь, начиная с младенчества. И это здорово. О музыке, композиторах, мелодиях можно писать бесконечно. И всегда будет, о чем рассказать, всегда появится новый образ, эмоция, впечатления. Ждем ваших мелодичных, музыкальных текстов о музыкальном!
Сразу хочу обозначить, что цель этого поста – ни поругать, ни похвалить, а попробовать разобраться в феномене. Кстати, этот пост написан по просьбе Роджера @jolly-roger)
Несколько лет назад рунет облетело вот такое видео – "Что любили слушать участники группы "Кино?"
Тогда было популярно "раскрывать все грязные тайны" российских музыкантов, обращаясь к первоисточникам. Мол, Цой копировал музыку у "The Smiths" и "The Cure", Гребенщиков дословно переводил тексты Дэвида Боуи, а из-за ошибок при переводе получались таинственные и сюрреалистические стихи.
Давайте попробуем разобраться, так ли это?
Судя по ролику – звучит, да, действительно, похоже, а цоевский "Троллейбус" мне показался полной, стопроцентной калькой с песни "The Clash". Остальное можно назвать вариациями и подражанием.
Музыка "The Smiths" лично мне более интересна, чем "The Cure", поэтому подробнее рассмотрю их творчество. Итак, Смиты.
"...признанная критиками одной из самых важных альтернативных групп Британии, вышедших из инди-рока 80-х годов. Музыка The Smiths оказала существенное влияние на развитие рока, в частности, на брит-поп".
А уж на русский рок-то как повлияла! И даже на фанатов сериала "Зачарованные". На мой вкус именно "How soon is now", звучавшая в заставке сериала, является лучшей песней "Смитов". Удивляюсь, почему Цой её не перепел?
Нынешние студенты, услышав эту песню, спрашивают меня: "О, Зачарованные?" Ага. Ну ладно, им простительно не знать, кто такие Моррисси и Марр, авторы всех песен "The Smiths" (и половины репертуара "Кино", играемого на гитарах во дворах от Калининграда до Владивостока).
Моррисси писал остросоциальную лирику, а именно вот этот, обожаемый фанатами Цоя, стиль звучания гитары придумал не кто иной, как тот самый Джонни Марр. Кстати, он до сих пор живёт, здравствует, выпускает альбомы и, кажется, даже не подозревает, насколько сильно его музыку любят в России.
"Роль Моррисси в группе сводилась к созданию текстов и мелодий вокальных партий. Многие специалисты, отмечая силу и эффективность крайне оригинального контрапункта, который создали Марр и Моррисси, ведущую роль отдавали первому из них... При поддержке искусной ритм-секции Марр, со своими лаконичными, цепляющими гитарными партиями создал действительно захватывающий андеграундный (то есть, самодостаточный, не заимствовавший ничего из тогдашней коммерческой музыки) поп-саунд, простота которого была более выразительна, чем все эти подчас необязательные откровения вокалиста".
Например, песня из альбома 2018 года. Не знаю, как вы, а я с первых секунд слышу "фирменное звучание Цоя", которое во всём мире за пределами постсовка знают как "фирменное звучание Марра".
Или вот – из альбома 2013 года "The Messenger", с которого и началось моё знакомство с музыкой Марра.
Как видите, фанаты Цоя не так уж и заблуждаются, когда пишут на заборах "Цой жив!" Действительно, Джонни Марр жив, здоров. И даже выступает.
Думаю, после этой фразы поклонники Виктора Цоя уже готовы меня растерзать, поэтому попробую взглянуть на его творчество с другой, более позитивной стороны.
Во-первых, в середине нулевых американец Дэвид Артур Браун, большой любитель русской музыки, сделал вот такой кавер на "Звезду по имени Солнце".
Браун многократно говорил о том, что "влюбился в цоевское звучание", и я очень сильно сомневаюсь, что он раньше никогда не слышал песен "The Smiths" и "The Cure".
Продолжение следует...
Автор: @eldar-adov
Редактор и публикация: @lubuschka
01.06.2019