Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
liga.avtorov
6 лет назад

СИНЕМАТОГРАФ. Обзор фильма "Довлатов"

Кино! Оно переносит нас в другие миры, заставляет иначе чувствовать, меняет нашу точку зрения на некоторые вещи. Мы часто делимся друг с другом впечатлениями после просмотра того или иного фильма, не замечая, что кино уже в нас - и останется там навсегда...

Наша рубрика расскажет вам не только о новинках киноиндустрии, но и о том, как делается кино, о базовых и второстепенных вещах, которыми живет кинематограф.


Хорош или плох фильм «Довлатов»? Скажу сразу и честно - я не знаю! Но это исключительно потому, что создатели фильма не смогли донести, о чем он: о писателе или об эпохе. Писатель получился хорошим, фильм об эпохе - не очень, но обо всем по порядку.


Apple Film Productions

Первое же, что можно сказать о фильме - это «Довлатов» для хипстеров. Серьезно. Он весь крафтовый, ламповый, настоящий. Декорации и реквизит удались идеально: тут и задрипанные коммуналки, и такой знакомый по старым фотографиям Ленинград 70-х годов, и правильные костюмы, актуальные именно для этого отрезка времени. Создателям фильма удалось наконец-то сделать то, чего в отечественном кино еще не было - эстетизировать советскую эпоху в предметном плане, в плане деталей повседневности. У нас было много фильмов про 70-ые, но именно Герману, как хорошему художнику, удалось соединить все эти детальки в целостную картину. Вот коммунальный коридор, вот старый телефон, вот сосед в майке. Комод, лампа, стол, картина. Посмотрите, как все это сливается в одно целое и работает на атмосферу.

С художественной точки зрения выглядит очень хорошо. Фильм нетороплив, медитативен, он берет деталями и обстановкой. Это похоже на какое-нибудь современное кафе в стиле советской коммуналки. Вот ты сел на старый диван, тебе принесли тарелку с борщом, на комоде - черно-белый телевизор с кружевной салфеткой, в туалете - лыжи и писатель Довлатов. В плане подхода к актерскому составу Герман, конечно, молодец. Экранный Довлатов - настоящий. Герман говорил в интервью, что Марича несколько месяцев откармливали пельменями и салом, чтобы он вошел, скажем так, в роль. В общем-то, ему можно просто ходить в кадре и время от времени разговаривать, и получится все равно кино про Довлатова. Впрочем, именно этим он большую часть экранного времени и занимается.


Apple Film Productions

Бродского сыграл актер Артур Бесчастных. Портретное сходство, идеальная игра, отличные диалоги. Правда, иногда складывается такое ощущение, будто их специально писали для того, чтобы в зале хихикали филологические девы, любящие мемы про Бродского. Ну, что ж, да и пусть. В конце концов, не стоит забывать, что это кафе в стиле советской коммуналки, а что сюжет, а сюжета в фильме нет. Здесь ничего не происходит.

Ленинград 1971 года. Писателю Довлатову 30 лет. Он ходит по разным редакциям и пытается опубликовать свои тексты. Пытается поработать в заводской газете, у него даже есть задание: раздобыть 25 рублей, чтобы купить дочери куклу, не простую, а немецкую. Еще он общается со своими друзьями - неизвестными и непризнанными писателями, которых тоже никто не хочет печатать. Поэтому они пьют портвейн, курят, бесцельно шляются, опять курят, опять пьют портвейн, снова шляются, чтобы завтра снова прийти в редакцию, где тебя пошлют на три известные буквы. Семь дней из жизни писателя Довлатова. За эти семь дней в его жизни ничего не происходит.

Итак, «Довлатов» - хорошее кино про писателя и окружающий его быт, но это плохой фильм о советской эпохе. А советская эпоха здесь само собой мрачная, серая и беспросветная. На всем протяжении фильма Довлатов страдает из-за режима. В финале даже плачет, опять же из-за него. Довлатова никто не хочет печатать, его произведения - что-то глубоко неправильное для советской литературы. В советской литературе такого быть не может.


Apple Film Productions

«Власти притворяются, что этой жизни нет», - говорит закадровый голос Довлатова. Главному герою предлагают пойти на компромисс: написать правильную советскую литературу, а он - ни в какую. И тут фильм выруливает к своему посылу. А посыл довольно прост: настоящее творчество против заскорузлой цензуры.

Советская реальность здесь сурова и беспощадна. Бродский под угрозой ареста, в газетах - вранье, поэты и писатели спиваются, связи решают все. Писатель, которого не хотят печатать, вскрывает себе вены в кабинете главного редактора. Сцена вполне достойна того же Звягинцева.

Ещё тут есть очень злая милиция. Такая сцена: поймали фарцовщика, а тот бросается под колеса грузовика, водитель-солдат. Свидетели кричат, что солдат не виновен, что фарцовщик сам бросился под колеса, но цепным псам режима, конечно, наплевать на это: сбил - значит, сядет. С точки зрения правдоподобности, следственный и судебный процесс в СССР - ну, так себе. Еще тут, конечно, есть стукач, с совершенно пропитым лицом. Он доносит в органы на граждан, которые интересуются творчеством Набокова. Нехорошо. Все это в бледных серых тонах, подчеркивающих, что ничего хорошего тут и не было. Что не было другого Советского Союза, с его радостями и открытиями. Были только менты, стукачи и цензура. Ничего кроме этого в фильме нам не покажут, но ведь было же.

Режиссер, видимо, сам не понял, что попал в обратную ловушку. Нет света и радости, ни одного луча не пробьется. Только тлен и безысходность, только мрак, апатия и депрессия, такая, что обои от стен отклеиваются.

Посреди всего этого - сам Довлатов. Он не герой и не антигерой. Образ его, кстати, тоже не совсем соотносится с тем, каким его вспоминали современники. В те годы у него были проблемы с алкоголем и довольно развязный образ жизни. В фильме же писатель в исполнении сербского актера меланхоличен, отстранен и не ухлестывает за женщинами. Алкоголем особо не злоупотребляет. Может быть, режиссер захотел показать Довлатова без известных штампов. Почему бы и нет, в самом деле.

В итоге, как и говорили, это хороший хипстерский фильм о жизни советского писателя и плохой фильм о жизни в Советском Союзе. 50 на 50. Смотреть? Да, определенно, если любите отдохнуть в кафе, отделанном под советскую коммуналку. Если любите историю - поберегите нервы, вам тут покажут такой злой "совок", что даже захочется удрать куда-нибудь на Брайтон-Бич. От меня оценка 6 из 10.

Смотрите только лучшее!


Автор: @stone
Редактор: @galinakim
Публикация: @stone

01.05.18


Pokupo-yoda2.png

Pokupo.ru
Вопросы, поддержка - телеграмм чат Pokupo community







3
280.471 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые