ЭССЕ. Вдогонку Эстафете цвета. Литературоведения пост. Желтый цвет в творчестве Галича
Философские размышления. Мысли, не подлежащие форматированию. Наблюдения о жизни и ее смыслах, которыми хочестя поделиться. Дайте волю своим желаниям!
О красном вы можете прочитать здесь ЭССЕ. Вдогонку Эстафете цвета. Литературоведения пост.
Давно с успехом существует эстафета цвета, в рамках эстафеты обожающие эстафеты голосяне постят фото соответствующего цвета. Запечатлеть цвет на фото – это прекрасно. Цвет – это отражение/показатель жизни, и он рефлексирует прежде всего в таких ее проявлениях, как искусство, прежде всего в изобразительном, в разных его видах. Этот показатель играет немаловажную роль в литературе, прямо и косвенно отражая мировоззрение автора. Очень важен цвет в поэзии, часто он выполняет функцию долгих описаний в прозаических произведениях.
В произведениях моего любимого поэта Галича есть многое на разные случаи жизни. И цвета тоже есть, поэзия у него полихромная. И использование лексем, содержащих названия цветов, в каждом случае их употребление необходимо для полноты изображения явлений/событий/чувств/ситуаций.
Цвет важен в подаче автором своего видения мира. Галич учень любил цитировать выражение Гете:
Мир дал трещину, и трещина прошла через сердце поэта...
Все служение Галича поэзии, начиная с первой песни «Тонечка» – попытка если не склеить, то хотя бы показать эту трещину, которую ин болезненно ощущал в своем сердце. В прошлом посте был рассмотрен красный цвет – цвет крови, заполнявшей эту трещину.
Оранжевого что-то не обнаружила. Ни в произведениях моего любимого поэта, ни в посвященных ему и его поэзии статьях, хотя идея моя оказалась не оригинальна. Учеными, желающими защитить диссертации и просто поклонниками творчества поэта исследуется все в поэзии Галича, в том числе ее цветовая гамма.
То, что нет оранжевого, самого жизнерадостного цвета – показатель изначальной мрачности того сущего, что поэт передает в своих произведениях. Нет оранжевого! А ведь в те времена, когда начало развиваться именно песенное творчество Галича, сверхпопулярна была Оранжевая песня, вышедшая в 1965.
Думаю, многие ее помнят и наверняка пели в детстве.
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд,
Оранжевые мамы
Оранжевым ребятам
Оранжевые песни
Оранжево поют.
Галич оказался не только не в той тональности, как он сам открыто заявил в 1969, на Фестивале песни в Сопоте:
А я, крестом раскинув руки,
Как оступившийся минер -
Все о беде, да о разрухе,
Все в ре-минор, да в ре-минор...
Он с самого начала оказался «не в цвет». Потому оранжевого и не обнаружилось. Зато у него в то время оказался кстати желтый, который, как подсчитали исследователи, присутствует в его стихах 12 раз: в прямом значении три раза и в переносном 9, из них прилагательных в полной форме «жёлтый» (6), «грязно-жёлтый» (1) и «золотой» (3). Есть одно употребление причастия «пожелтевший» и глагола «зажелтит».
Хотя конечно, до красного ему далеко. Но красный – это у Галича часто основа, фон, на котором «смотрятся» другие цвета. И семантическое поле этого слова очень содержательное и тоже есть в его использовании Галичем кое-что интересное.
Слово «желтый» имеет поливалентную семантику. Не будем рассматривать информацию психологических и эзотерических сайтов, останемся в рамках литературы.
У истоков функционального толкования желтого цвета стоит Великий И. В. Гёте, который определил специфику чувственно-нравственного воздействия на человека различных цветов и их сочетаний. У Галича негативную семантику желтый цвет имеет, когда используется для изображения того, что связано с репрессивной системой. Например, в «Гусарской песне» жёлтый цвет используется в словосочетании «жёлтый дом» в значении «психбольница», своего рода наказание за диссидентство:
И по мукам, как по лезвию
Размышляй теперь о том -
То ли броситься в поэзию,
То ли сразу в жёлтый дом.
В «Песне о синей птице», имеющей также полихромную палитру, жёлтый цвет связан с темой страданий политзаключённых. Жёлтый цвет в этом стихотворении, в сочетании с другими цветами в рассказе героя, бывшего политзаключённого, выражает направления террора и символически воплощают соответствующие периоды в жизни героя и той немалой части народа, которая была в лагерях. Также цвет отражает этапы постепенного внутреннего осознания античеловечной сути сталинского режима героем этого произведения Галича...
Много можно рассказывать про желтый цвет в поэзии Галича. Упомяну лишь, что во многих стихах — в «Неоконченной песне» (1966), в поэме «Кадиш» (1970) и во многих других желтый цвет присутствует во всем многообразии его оттенков. Он и бледный, и яркий, и приглушенный, и насыщенный, и грязноватый, и чистейшее золото. Передавая тончайшие нюансы ощущений, желтый цвет окрашивает творчество поэта — быть может, для него самого незаметно, а для нас представляет из себя основу для исследований.
Зажелтит заката охра,
Небо в саже и золе.
Сквозь зашторенные окна
Строго смотрят окна в окна
Все зимовки на земле.
Автор: @francisgrey
Редакция и публикация: @ladyzarulem
24.04.19
Мы на Steemit - https://steemit.com/@russiancommunity