Западенцы vs Донецкие
У россиян очень часто есть свои странные понимания о взаимоотношениях в Украине, но мне хочется немного развеять их мифы и легенды.
Пример моей семьи
Значит, во-первых, Украина очень компактная, компактная настолько, что в моей семье родители тётиного мужа жили во Львове, а бабушкин брат жил в Макеевке. И это в общем-то норма для любой семьи (для россиян соседний регион или город уже может быть дальними далями, а представить себе семью, в которой родственники второй близости и в Москве, и в Ставрополье, и на Чукотке, и в Томске, и в Казани, и в Грозном и т.д. практически невозможно — или связи уже потеряны — так как у меня как раз в России есть родственники в Архангельске и в Рязани, но мы с ними вообще никак, и только те, которые в Питере и Лен.области как-то контактируют).
Родители тётиного мужа во Львове были русскоязычными и прожили там почти всю жизнь без каких-либо сложностей. При этом детское воспоминание моей мамы о том, как они с классом ездили в Закарпатье и их поезд закидали камнями (45 лет назад!!! - хулиганы давно в могилах, я предполагаю). Нет, мама прекрасно понимает, что никто её поезд сейчас камнями не закидает, но в её понимании тот хулиганский эпизод крепко связан с тем, что они заканчивали русскую школу. Мама у меня вообще просоветских взглядов, хотя она тоже каневчанка (это для тех, кто случайно подумал, что националисткой меня воспитали в семье, и любое моё воззвание к логике заканчивается тем, что она поджимает губы и обижается). И да, мама верит в кровавого Бандеру, хотя многие люди, даже из её знакомых и друзей, насмотревшись на современную российскую пропаганду, осознали, что советские источники о Бандере не достойны доверия, поэтому для нас это скорее белое пятно, которое надо изучать, а изучать некогда и это не важно. Объективно настоящее и будущее важнее прошлого, но если Бандера ассоциируется с национально-освободительной борьбой, то соответственно место национального героя пусть и занимает в мифологии. По нему есть неоспоримые факты — что он лидер борьбы с совком на западе, что он сидел в немецкой тюрьме. Этих фактов в общем-то достаточно для такой мифологии.
На данный момент во Львове живут то ли двоюродные, то ли троюродные родственники мужа моей тёти, которые будут рады и нас принять, если мы поедем во Львов погулять, но мы пока так и не доехали.
Что касается Донецка. Моя бабушка из Днепропетровской области, поэтому её часть родни в основном живёт в Днепропетровской и Донецкой областях. Для меня это тоже довольно далёкие родственники, но мама и тётя с ними регулярно созваниваются переписываются и раз в пять лет ездят в гости. На оккупированной территории у нас оставался дедушка Вася (бабушкин брат), который прошёл Вторую мировую и вернулся без ноги. Когда началась бомбёжка мы им предложили переехать в Канев, так как у нас здесь была ещё одна квартира, но невестка дедушки Васи отказалась, так как она там осталась одна с двумя инвалидами (+ ещё её брат). За годы оккупации она потеряла их обоих. Её сыновья оба военные украинской армии, но не на фронте из-за конфликта интересов. Донецких, насколько я поняла, на фронт берут только добровольцев.
По Украине в целом
Но несмотря на то, что Украина вот так компактна и мобильна, всё своё детство я прожила абсолютно не зная никакой разницы между разными частями Украины. Мы были не особо выездные из-за бедных 90-тых и ездили время от времени только в деревню в Ленинградской области к бабушке с дедушкой. У нас в Каневе есть разные армяне, грузины, казахи, но они все ассимилированы и ничем не отличаются от остальных украинцев. Не очень ассимилированы были армяне, которые насколько я слышала приехали после их конфликта с азербайджанцами, но в следующем поколении они уже ничем не отличаются от украинцев.
Пару лет я училась в Киевском национальном и могу отметить, что хотя Украина и компактна, но в Донецке и во Львове есть свои национальные университеты, поэтому в целом молодёжь там у себя и поступала. Большая часть в КНУ была из Киева и окрестностей, были несколько человек из Одессы, Запорожья, Кропивницкого :), Винницы, Хмельницкого, Чернигова. Со мной в общаге как-то жила девочка из Мукачево, но она поступила на заочный и поехала домой в замуж. Речь у неё, конечно, была своеобразная, так как они не говорят на том украинском, который знаем мы.
Но после того, как я вернулась из РФ, за последние четыре года я немного больше стала сталкиваться как с западенцами, так и с донецкими. Потому что Украина кроме своей компактности, приобрела ещё черты мобильности — за счёт автомобилизации, за счёт командировок и деловых связей, за счёт интернетизации в том числе.
И вот как-то я со своей родственницей в Киеве говорила, что порой общаешься с каким-то человеком (по работе) и понимаешь, что тяжело с ним, и как-то неприятно в целом, а потом узнаешь, что он донецкий. Я не хочу прямо клеймо ставить, потому что на данный момент даже на Голосе есть разные люди, но вот в жизни у меня сложилось так, что неизвестные люди с востока разговаривать в целом не умеют, зато мнят о себе очень много. Это не их вина — я прекрасно осознаю, что это влияние общества и они понятия не имеют, что что-то с ними не так, потому что выросли в определённом окружении. Но из-за этого складываются определённые ожидания и настороженное отношение к ним. Поэтому «не было бы счастья...», но два миллиона вынужденных переселенцев перемешанных с остальными украинцами — это в дальнейшем для развития нации будет то, что мы назовём положительным последствием войны.
Что касается западенцев, про них тоже есть ожидание и отношение. Потому что как-то по работе у нас тоже была одна женщина, которая в общении была идеальна, и она украиноязычная. И как-то я сказала в коллективе «она такая... чемна, что кажется, что она из Западной Украины». Возможно, это тоже не вина западенцев, они были в советской оккупации всего 45 лет и сохранили свою европейскость. Но вот это умение быть более, чем вежливыми - умение быть уместными, умение в диалоге не создавать иерархии и пр. эти качества мы наблюдаем в основном со стороны западенцев. Не всех, но если вы такого человека в жизни встречаете, то очень высока вероятность, что он с запада.
Вот собственно и всё о моём примере и моём отношении. Надеюсь, что для тех, кто это прочтёт, что-то станет более понятным. Особенно россиянам, потому что в России нет таких отношений. Им не понять, что буряты — это наши узкоглазые, а чеченцы — это наши кавказцы, а татары — это наши мусульмане. Я со своими украинскими пониманиями жила там с такими мыслями, но их не разделял никто из моего российского окружения, впрочем Питер — самый фашистский как говорили мне мои коллеги, которые в РФ работали в разных регионах. Но вот в Украине эта делёжка не такая. Все наши граждане — свои (и часто родственники), хотя и разные. И все эти граждане на расстоянии вытянутой руки, а не где-то там за Уралом.