Возрождение из пепла. Храм Святой Троицы.
Этот храм заслуженно считается памятником истории российской архитектуры 20 века.
Жил тогда в начале двадцатого века в Балакове богатый человек, купец-старообрядец по имени Анисим Мальцев и задумалось ему возвести церковь, да такую, которая будет не похожей ни на один храм в России. А когда были подсчитаны его капиталы, Анисим понял, что строительство такого храма даже ему будет не невмоготу. Тогда Анисим пустил клич по Волге. Средства таки собрались и собирали их от самого Нижнего Новгорода и до самой Астрахани. Необходимые деньги были собраны в 1909 году, и храм был воздвигнут.
Всего в Балакове было построено пять церквей, которые перекликались колокольными звонами между собой. Люди Приходили на службу, но...
В 17 году все четыре из пяти храмов были разрушены, а именно Святую Троицу власти не тронули. Эту церковь местные жители называли еще Мальцевской, ведь строилась она по его задумке.
На строительство Троицкого храма ушло 4 года, начиная с 1910 и по 14 годы. Храм и вправду выдался уникальным. Уже тогда, в те годы о строительстве этой церкви в русской печати были упоминания о ней.
Приглашались в поселок Балаково самые лучшие мастера, тогда это был еще поселок, это сейчас является городом Балаково. Панно из мозайки на южном и северном фронтонах были сделаны в мастерской по мозайке у самого В.А. В Петергурге Фролова городе. Такое же панно было выложено и у главного входа в храм.
В начале 20 века мастерская Фролова была самая лучшая среди всех мозаичных школ.
Мозайка выходила очень искусной, с гладко отшлифоваными камнями, да так умело, что к образам святых не краска, не цемент не приставали вообще. Хотя в свое время, советская власть очень старалась замазать образы из мозайки. И не просто старалась, а целых 50 лет пробовали избавиться от мозаичных образов, а у них так ничего и не вышло. Тогда все таки решили по другому, со святыми образами выдолбали изображения, а пустоты замазали цементом. Но Слава Богу, что другая власть всю эту красоту восстановила, уже намного позже.
По поводу отливки колокола даже легенда существовала тогда, мол отливали его в Париже, а россияне, которые как раз в это время жили за границей, в чан набросали очень много драгоценностей, и все они расплавились и смешались с металлом для будущего колокола. Именно из-за этого события цена у колокола была огромной и звук был необычайно красивым. Его Вес составлял 7 тонн, и размер выше человеческого. Поговаривали даже, что когда с колокольни сбрасывали его, сделали ограждения вокруг церкви, а затем собирали разбитые кусочки и тащили в ломбарды.
Судьба обидчиков храма впоследствии была очень трагичной, как собственно и у основателя этой церкви. Мальцев умер в 1914 году, так и не дожив до завершения строительства.
Позже, в 1926 году умер архитектор этого храма и еще многих красивых строений Фёдор Осипович Шехтель.
Много бед натерпелся этот храм, что из него только не делали и зернохранилище и театр "Чапаевский", но после, здание было передано Русской Православной Церкви и начиная с 1989 года по сие время, малыми шагами, но этот храм все же восстает из пепла. Ведутся как наружные, так и внутренние работы, реставрации, росписи и это все делается по старым, найденным чертежам и проектам Мальцева и знаменитого архитектора Шехтеля.
Фото из личного архива. А так же сам пост написан для участия в конкурсе "Вокзалы и Храмы" от @jurgan и в поддержку сообщества @mapala