Фальшивые шедевры
Международный рынок произведений искусства завален подделками, причем некоторые выполнены настолько убедительно, что вводят в заблуждение даже специалистов. Ушли в прошлое те времена, когда невозможно было отличить подделку от подлинника. Теперь появление на рынке прежде неизвестного шедевра сразу вызывает подозрения. Кроме того, ученые располагают целым арсеналом новейших технических средств, с помощью которых можно исследовать даже самые ничтожные количества компонентов краски.
Во все времена, начиная от великих фламандских живописцев, венецианских и флорентийских мастеров Возрождения и до современных художников, произведения искусства были объектом мошенничества. В 1989 году наследники французского художника Мориса Утрилло (1883-1955) выдвинули иск против торговца предметами искусства в городе Бурж-эн-Брассе (Франция). Они выразили сомнения в подлинности картины, якобы принадлежавшей кисти Утрилло, которая была выставлена на продажу за 1,8 миллионов франков (около 360 000 долларов). Полотно было отдано на экспертизу, и специалисты убедились, что это фальшивка.
Полиция вычислила того, кто стоял за мошенничеством. Им оказался француз, живший в США. Во Франции ему помогал племянник. Во время обыска в доме в Блуа государственный обвинитель конфисковал ряд полотен, предположительно принадлежавших кисти Утрилло, а также копии картин Марка Шагала (1887-1985), Жана Кокто (1889-1963) и Рауля Дюфи (1877-1953).
Долгое время торговля поддельными произведениями искусства процветала, и доходы исчислялись многими миллионами долларов. Особенного расцвета этот промысел достиг в XX веке. Сейчас он охватывает также скульптуру, резные изделия, керамику и гобелены. Часто подделывают произведения восточного искусства, а также предметы искусства доколумбовой Америки.
Вопрос компетенции
Не секрет, что в музеях хранятся и выставляются фальшивые произведения искусства. Во Франции до сих пор кипят споры по поводу подлинности картин, якобы принадлежащих кисти голландского художника-абстракциониста Пьета Мондриана (1872-1944), выставленных в знаменитом Центре Помпиду. Путаницу усугубляет и тот факт, что многие старые мастера, например Рембрандт, к работе над картиной часто привлекали учеников. В ряде случаев полотна, ранее считавшиеся авторскими, теперь относят к работам, исполненным учеником или целым коллективом мастерской художника.
По словам одного из известных французских аукционистов, “покупатель рискует оказаться владельцем подделки. Существует большое количество произведений, особенно старых мастеров, чья подлинность до сих пор не установлена. Точку зрения любого эксперта можно оспорить”.
Еще древние римляне занимались изготовлением копий скульптур и монет, чтобы удовлетворить спрос коллекционеров-фанатиков. Позже эта практика распространилась и на живопись, особенно в период Возрождения. Правда, в те времена, изготовители копий не пытались обманывать. Они стремились возродить гениальные произведения искусства и даже улучшить их для блага сограждан.
Однако со временем возобладали корыстные побуждения, и талантливые копиисты стали продавать свои произведения, выдавая их за шедевры известных мастеров. В других случаях художники, не нашедшие собственный стиль, обращались к ремеслу изготовления подделок, достигая таким образом признания публики.
Голландский мастер
Самый знаменитый художник-имитатор XX века, вероятно, голландец Ханс ван Мегерен (1889-1947). Еще студентом он научился мастерски готовить краски и впоследствии использовал свое умение при написании копий. С 1935 по 1943 года он изготовил 13 полотен в манере голландских мастеров, таких, как Франс Хале (1581-1666), Герард Терборх (1617-1681) и Ян Вермер (1632-1675). Искусствоведы считали работы ван Мегерена подлинниками, каждое появление “неизвестной” картины того или иного знаменитого художника становилось настоящей сенсацией. Полотно на религиозный сюжет “Вечеря в Эммаусе”, написанное в манере Вермера, было встречено с восторгом, как “художественное открытие XX века”. Ван Мегерен продал восемь своих подделок, главным образом музеям и членам нацистского правительства Германии.
Размах мошенничества выяснился только после Второй мировой войны. Конфисковав обширную художественную коллекцию, награбленную чинметром авиации Германии Германом Герингом, голландская полиция обнаружила в ней ранее неизвестную картину Вермера “Христос и блудница”. Поначалу подлинность произведения не вызвала сомнений. Следователи просто хотели выяснить, кому принадлежала эта картина, и связались с Германией. В конце мая 1945 года расследование вывело на ван Мегерена. Его обвинили в коллаборационизме с оккупационными властями, но он продолжал хранить упорное молчание.
Два месяца спустя ван Мегерен раскрыл свой секрет. “Вы, кучка идиотов, — кричал он следователям. — Я не продал ни одного сокровища искусства, принадлежащего нашей стране. Эти картины написал я сам”. Он признал своими шесть полотен, но ему никто не поверил. Его попросили написать еще одну картину “в манере Вермера”. Он так и сделал, продемонстрировав свое искусство перед полицейскими чинами. В конце 1947 году суд приговорил мастера фальшивок к году тюрьмы. Вскоре после своего освобождения ван Мегерен умер.
Тридцать Ван Гогов
В середине 20-х годов эксперты признали подлинность 30 работ голландского живописца Ван Гога (1853-1890). Картины принадлежали берлинскому танцовщику и торговцу произведениями искусства, который утверждал, что приобрел их у русского, путешествовавшего из Швейцарии в Египет. Когда картины были выставлены рядом с подлинными работами Ван Гога в столице Германии в 1928 году, многим посетителям показалось, что они похожи на подделки. Зрители оказались правы.
Как определить подделку?
На глаз даже эксперту не всегда удается отличить фальшивку от подлинного произведения искусства. Поэтому в наши дни при определении подлинности картины или скульптуры искусствоведы пользуются услугами опытных фотографов, химиков, радиологов и даже физиков-ядерщиков. Существует ряд методов анализа пигментов: иногда достаточно образца размером с булавочную головку, чтобы обнаружить подделку. Рентгенограммы слоев, лежащих под верхним слоем краски, дают ценную информацию о времени создания картины. В исключительно сложных случаях искусствоведы имеют возможность использовать ускоритель протонов и ионов, чтобы точно определить состав краски и выделить химические компоненты, которые могут присутствовать в очень незначительных количествах.