Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
mamasetta
7 лет назад

Легенды об образовании национальных государств. От Арминия до Вильгельма Телля

Легенда об основании государства может ссылаться на доисторические времена, на решающие битвы или легендарные подвиги национальных героев. В коллективной памяти подобные предания укоренились в XIX-XX веках, когда в Европе возникли национальные государства, выводившие из таких легенд свое право на существование или обосновывавшие притязания на те или иные территории.

Соединение двух столь разных понятий, как «государство» и «нация», в одно — «национальное государство» — явилось результатом развития последних двух столетий. Согласно общепринятой теории, государство характеризуется территорией, проживающим на ней народом и определенным типом организации власти. Под нацией понимают крупный коллектив, считающийся общностью на основе таких признаков, как язык, традиция, нравы и обычаи. Слово «нация» происходит от латинского «natio», означающего род или происхождение, и ассоциировалось больше с общностью культуры, чем с государством. Действительно, длительное существование нации в пределах одного государства скорее исключение, чем правило: или она оказывалась рассеянной по многим владениям — как это было с немцами и итальянцами, — или в одном государстве уживались несколько наций (Швейцария, Австро-Венгрия, Россия).

Нация как идеализированный коллектив

Американский политолог Бенедикт Андерсон определил нацию как «умозрительную общность», поскольку в отличие от семьи или друзей нация — конструкт нашего ума. С нацией идентифицировать себя нетрудно, иначе обстоит дело с государством, этим аппаратом подавления и принуждения. Ради государственной машины приносить себя в жертву не хочется, а вот ради нации и отечества желающих найдется немало. Причина этого не в последнюю очередь заключается в мифах, которые переплелись с идеей нации. При этом они могут соотноситься с героем, с определенным событием или общественным порядком. Франция и Германия — хорошие примеры того, как взаимопроникновение государства и нации отражается на мифе о возникновении государства.

Франция и Германия: миф об основании государства

Во Франции государство, утвердившееся на определенной территории, благодаря успешно отраженным английским притязаниям во время Столетней войны, образовалось чрезвычайно рано — в XV веке. Национальная компонента проявилась значительно позже, ключевую роль в ее формировании сыграла Великая французская революция. Речь, прежде всего, идет о легендарной битве при Вальми в 1792 году, когда революционная армия, состоящая из профессиональных военных и добровольцев, разбила прусское войско под командованием герцога Брауншвейгского.

В Германии развитие шло прямо противоположным путем. Здесь вожди национального движения пытались создать государство на основе «нации общей культуры», которая была рассеяна вначале по сотне, а после основания Германского союза по 30 независимым владениям. Пока французы делали миф из взятия Бастилии, реальное значение которого было невелико, но символический эффект значителен, немцам начала XIX века приходилось искать героев, с которыми каждый мог бы себя идентифицировать, в далеком прошлом. Выбор пал на Арминия, вождя германского племени херусков, ставшего символом борьбы с Римской империей. Арминий, превратившийся в национального героя, выражал потребности общества, которое противостояло экспансионистским стремлениям Наполеона. Даже спустя 1800 лет после битвы с Варом победа над римлянами давала надежды на успех Германии в борьбе за независимость. Свое зримое воплощение этот миф нашел в памятнике Арминию, установленном в Тевтобургском лесу. Сооружение началось еще в 1838 году, но было прервано из-за революции 1848 года. Оно возобновилось после франко-прусской войны на волне патриотической эйфории, связанной с объединением Германии и основанием империи в 1871 году.

Вильгельм Телль: национальный герой как образец для подражания

Героические мифы фокусируются на одной личности, что существенно облегчает идентификацию. Благодаря связи с мифологически «высветленным» образом устанавливается историческая традиция и фиктивная преемственность, которая не всегда выдерживает научную проверку. Это, например, относится к двум швейцарским мифам: о клятве Рютли и национальном герое Вильгельме Телле. Если легендарную клятву еще можно связать с исторически достоверным союзным актом 1291 года, то Вильгельм Телль, безусловно, принадлежит миру легенд. Хотя клятва на луге Рютли и история Телля действительно упоминаются в средневековых источниках о союзе «старых» кантонов, однако упоминание относится к 1470 году, а оба события датированы 1307 годом. Когда в 1891 году праздновалось 700-летие Берна, было решено одновременно отметить 600-летие первого союзного договора. Поэтому против воли «старых» кантонов специальным указом легендарная клятва на Рютли была «перенесена» на 1291 год. Впрочем, это не противоречило ее цели — созданию идентичности швейцарского государства, населенного тремя народами и говорящего на трех языках. В XIX веке это было тем опаснее, что страна оказалась окружена быстро развивающимися национальными государствами.

Легендарный герой Вильгельм Телль попадает в яблоко на голове своего сына и спасается из бурных волн, а затем на дороге из Кюснахта в Иммензе устраивает засаду ненавистному фогту Гесслеру и убивает его. Пожалуй, и в наше время он — не в последнюю очередь благодаря одноименной драме Шиллера — остается самым известным швейцарцем. Примечательно, что сказание содержит множество элементов, напоминающих о средневековом обычае «божьего суда». Это наводит на мысль, что истинная функция легенды о Телле — обосновать богоугодность независимости «старых» кантонов от Габсбургов.

Сражения, ставшие легендой

Войны — важные вехи в истории народа, нет ничего удивительного, что сражения давали почву для мифотворчества. Так, для сербов битва на Косовом поле превратилась в национальный миф. 15 июня 1389 года сербский князь Лазарь со своим войском был разбит османами, возглавляемыми Мурадом I, и погиб. Вскоре он приобрел славу защитника сербов и был канонизирован сербской церковью. Сегодня сербы почитают место сражения как национальную святыню, из-за чего отделение Косово встретило ожесточенное сопротивление.

Нужны ли мифы в настоящее время?

Хотя памятник Арминию близ Детмольда и ныне весьма популярен, статус символа немецкого национализма он давно утратил: Германии не угрожают агрессивные соседи. Это же верно и для Вильгельма Телля: на свободу и независимость Швейцарии никто не покушается. А если внешней угрозы нет, то нет и причин обращаться к мифам для поддержания внутренней сплоченности. Для решения актуальных проблем европейских стран, таких, как массовая безработица или поток мигрантов другой культуры мифы об образовании национальных государств бесполезны. Общность всех граждан независимо от культуры или религии нужно обеспечивать чем-то другим.

5
25.241 GOLOS
На Golos с May 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые