Великая Матерь каменного века. Идолы матери и культ плодородия
Венеры каменного века, скульптурные изображения Великой Матери, принадлежат к числу древнейших культовых объектов человечества. Центральным аспектом всех ранних культов было почитание плодородия. Небольшие статуэтки древних венер рассеяны по территории от Малой Азии до Пиренеев. Большая часть находок относится к эпохе неолита, нового каменного века, начавшегося около 9500 лет назад и продолжавшегося до III тыс. до нашей эры.
Культы Великой Матери были распространены уже среди охотников и собирателей каменного века, задолго до неолитической революции — перехода к земледелию и скотоводству, когда люди, перестав кочевать, оседают на какой-то территории, строят постоянные жилища, а не временные пристанища, обрабатывают землю, разводят скот. Охотничий быт и зародившиеся в ту эпоху образы не забываются, они продолжают существовать, приобретая новые черты. Первоначально Великая Мать была хтоническим божеством земли, она олицетворяла вечность природы и плодородное материнское чрево. По мере того как у Великой Матери все сильнее проявлялись антропоморфные черты, ее стали представлять со спутником, обычно молодым, считающимся ее сыном или возлюбленным. Будучи богом растительности, он одновременно олицетворял бренность и смерть всего сущего. В культурах бронзового и железного веков поклонение Великой Матери расщепилось на множество культов самых разных богинь, отвечающих за плодовитость и плотскую любовь. Черты изначального культа присутствуют даже в почитании Богородицы.
Венеры верхнего палеолита
«Великая Матерь» — собирательное понятие для множества статуэток одного типа, изготовленных из камня, слоновой кости, оленьих рогов, известняка или обожженной глины, высотой от 5 до 24 см. К настоящему времени найдено более 100 таких скульптур, обладающих общими чертами. В большинстве случаев они представляют собой обнаженное женское тело, у которого «зоны, ответственные за деторождение и вскармливание», непропорционально увеличены, тогда как руки едва намечены или отсутствуют вообще. Их телосложение, кажущееся нам нескладным и безобразным, подчеркивает фертильность женщины и плодородие земли. Эти статуэтки интерпретировались по-разному: как идолы плодородия, персонификации богини-матери или эротического идеала.
Примечательно отсутствие индивидуальных черт. Как правило, венеры каменного века безлики, зато груди, ягодицы и бедра представлены чрезмерно большими. Хотя статуэтки трактуются как изображения Великой Матери и образы плодородия, скульптуры богини-матери с ребенком появляются значительно позднее. Примеры — богиня Исида с сыном Хором, Богоматерь с младенцем Иисусом.
Венера из Виллендорфа — звезда палеолита
Самой известной ипостасью Великой Матери, датируемой поздним палеолитом, долгое время являлась Виллендорфская венера, найденная в 1908 году в ходе строительных работ в австрийском местечке Виллендорф, в долине Вахау. Она стала не первой, но древнейшей венерой палеолита: датируется XXIV-XXII тыс. до нашей эры. В настоящее время 11-сантиметровая фигурка из известняка выставлена в Венском музее естествознания. Обладает типичными признаками: огромной грудью, ярко выраженным тазом и большим животом.
Статус древнейшего изображения Великой Матери эта венера утратила в 2008 году, когда немецким археологам из университета Тюбингена удалось найти еще более древнюю статуэтку. В пещере Холе-Фельс у подножия Швабского Альба они обнаружили статуэтку высотой примерно 6 см, вырезанную из бивня мамонта. Возраст ее — 35 000-40 000 лет. Венера Швабская (или венера из Холе-Фельс) является древнейшим изображением человека вообще.
Неолитическая революция: переход к земледелию и скотоводству
Расцвет культа Великой Матери пришелся, очевидно, на эпоху после неолитической революции. Переход к оседлости не был скорым: осваивать земледелие и скотоводство начали на Ближнем Востоке в IX-VIII тыс. до нашей эры, тогда как на большей части Земли люди оставались охотниками и собирателями. Новые формы хозяйствования пришли в Южную и Центральную Европу в VI-V тыс. до нашей эры. Развитие земледелия и одомашнивание животных предполагали наличие благоприятных климатических условий для произрастания определенных видов растений (предшественников нынешних зерновых). Параллельно изменялось и отношение человека к окружающему миру: он больше не охотился за дарами природы, но почувствовал способность добывать их собственным трудом. Тот факт, что человек стал оседлым, ощутил связь с определенным местом, нашел отражение в религиозных представлениях, уделявших больше внимания плодородию земли и плодовитости скота, персонификацией чего стал культ Великой Матери.
Мифы о творении и культы
Начиная с III-II тыс. до нашей эры растет число археологических и письменных свидетельств почитания богини-матери. Многочисленные ритуалы и мифы о сотворении мира доказывают ее доминирующую роль. В древнейших легендах о возникновении мира повторяется мотив порождающей силы Великой Матери. Эти сюжеты являются трансформацией архаических, устных сказаний о тайне природы, жизни и женского плодородия. Согласно египетской мифологии, из первозданного океана — Нун — появился Атум, бог первотворения и солнца. Вавилоняне почитали богиню Тиамат, изначальный океан, и ее супруга как божественную пару, от которой произошли все последующие боги. «Теогония» Гесиода, мифическая генеалогия древнегреческих богов, начинается с Хаоса, Геи и Эроса. Согласно Гесиоду, старшая богиня, Земля-Гея, породила звездное небо Уран, высокие горы и бурное море. В минойской культуре Великая Мать приняла облик богини-змеи, шумеры почитали ее под именем Инанны, вавилоняне — как Иштар. У финикийцев она звалась Астартой, в Ханаане — Анат, а в Древней Греции, помимо прочего, была известна как Геката-Артемида. Культы Афродиты на Кипре и Кибелы во фригийском городе Пессинунт восходят к архаической традиции почитания Великой Матери. В отличие от небольших статуэток доисторического периода, все названные богини изображались анатомически точно с соблюдением пропорций, зачастую в сопровождении коз, змей, птиц и прочих соотносимых с ними представителей животного мира и флоры.
Иерос Гамос — священный брак
Вначале Великой Матери поклонялись как персонификации Матери-Земли, обеспечивающей урожайность полей, плодовитость скота и здоровье человека, но позднее добавился еще один аспект — увядания и смерти, — выражением чего служил мужской спутник богини, умиравший и возрождавшийся. В то время как Великая Матерь олицетворяла Природу и все живое, юноша символизировал круговорот жизни.
Пример такого тандема — шумерская богиня любви и плодородия Инанна (аккадская Иштар) и ее сын Таммуз (Думузи). Как бог-пастух он пас скот, при этом являясь и богом урожая. Он погиб во время охоты, убитый огромным кабаном, и попал в загробный мир, откуда его спасла богиня-мать. У шумеров во время праздника Нового года проводился обряд плодородия — священный брак между царем и верховной жрицей как персонификациями Инанны и Думузи. В ритуале плотского соединения Великой Матери и молодого бога торжественно отмечалось обновление земной растительности, знаменовавшее собой начало нового года.
В честь КибелыИмя Великой Матери дала Кибела, богиня плодородия и материнства из Фригии. Древние греки называли ее Великой Матерью богов, так же звали ее и римляне (Magna Mater Deorum Idaea в переводе с латыни значит «Великая Матерь богов с горы Ида»). Культ Кибелы носил оргиастический характер. В одном из древнейших культов ее свиту составляли демонические куреты и корибанты — мужеподобные существа, сопровождавшие свою госпожу в экстатическом танце под музыку кимвалов, литавр, флейт и трещоток. Богиня появлялась на золотой колеснице с короной на голове, а ее спутники безумствовали в неистовом исступлении. Случалось, что в экстазе жрецы Кибелы наносили друг другу опасные раны или оскопляли себя.
В кризисной ситуации Второй Пунической войны, когда Ганнибал вторгся в Италию, в Риме был введен культ Кибелы. По легенде причиной этого стало пророчество о благоприятном исходе конфликта и изгнании карфагенян при условии поклонения Кибеле, богине плодородия. Ее культ был тесно связан с культом Аттиса, именовавшегося или ее возлюбленным, или сыном. Подобно своему шумерскому двойнику Думузи, египетскому аналогу Осирису или сирийскому Адонису, Аттис был богом урожая, и его смерть и воскресение отмечались на ежегодном празднике весны, посвященном Кибеле и Аттису.
Хотя многоликость эллинистического пантеона с его восточными культами материнских божеств и богов урожая типа Кибелы и Аттиса, Астарты и Адониса, Исиды и Осириса удовлетворяла потребность верующих в религиозном экстазе и восхищении, она была отвергнута наступающим христианством, а все эти культы вытеснены как языческие.