Споры о феминизме: почему это не работает
Пару лет назад Людмила Петрановская рассказывала в эфире радио “Эхо Москвы” о телевизионной пропаганде и ее влиянии на людей. В частности, она говорила, что люди, испытывающие влияние идей, условно говоря, “из телевизора”, принимающие их некритично, являются жертвами эмоционального и информационного насилия.
Я слушала и думала: вот оно! Вот почему чем больше женщина прогнута под патриархат, тем сильнее она боится видеть и слышать чьи-то сомнения в его правомочности.
Мы живем в этом поле сотни лет. В большей или меньшей степени оно влияет на всех нас. Кому-то повезло в родной семье больше, кому-то меньше. У кого-то было более уважительное окружение, у кого-то более токсичное. Мы не можем знать наверняка, кому сколько досталось сексизма и мизогинии, и как это повлияло на формирование личности. Но совершенно очевидно, что ни одна женщина не выбирала быть дискриминируемой.
Пропаганда всегда идет в комплекте с нагнетанием страха и торговле защитой. “Кругом враги, но ты слушай меня, я о тебе позабочусь. А если не будешь слушаться — оставлю без помощи и тебя сожрут”. Это касается государственной политики, и это касается гендерной политики. Основу патриархальной пропаганды составляет миф о защитнике и добытчике. «Защитник и добытчик» — это мужчина, который дает в период недееспособности женщине деньги и защищает ее от других мужчин в обмен на послушание и обслуживание. Это социальный договор, который был бы прекрасен, будь он осознанным и добровольным. К сожалению, его навязывают всем женщинам без исключения.
Ни у одного человека не стоит с рождения в планах обменивать свободу на содержание. Мы мечтаем о том как вырастем и станем самостоятельны и независимы — и мальчики, и девочки. Но и мальчики, и девочки растут в обществе, у которого на них есть свои планы. Девочки должны стать матерями. Мальчики должны стать солдатами. Одни рожают и растят новых членов общины, другие убивают членов соседних общин, расширяя территорию. Вам не кажется, что этот подход к воспитанию несколько устарел?
Захватнические войны и имперские амбиции отдельных стран осуждаются мировым сообществом. Численность населения планеты неуклонно растет.
Если не растрачивать человеческие жизни в войнах и столкновениях с преступностью, то женщинам вовсе не придется рожать детей одного за другим в течение большей части своей жизни. А раз нет нужды в большом количестве детей, то период нетрудоспособности женщины значительно сокращается и она может сама себя прокормить. Конечно, при условии, что мужчина возьмет обратно свою часть работы по выращиванию детей и, разумеется, обслуживанию себя самого. Да, еще при условии, что женщины и мужчины будут получать равную оплату за равный труд, а не как сейчас — “ну он же мужик, ему же семью кормить”. И вот тут начинаются проблемы. От привилегий, даже незаслуженных, отказываться трудно. Далеко не каждый мужчина стремится стать военным или полицейским, но подавляющее их большинство довольны системой, в которой к ним продолжают относиться как к защитникам и распределителям материальных благ.
“Какая разница, у кого в семье более высокооплачиваемая работа, если у нас совместный бюджет?” — удивляются женщины. А разница есть. Кто в семье в позиции добытчика, а кто — в позиции иждивенки? Как это влияет на взаимоотношения супругов? Кто из них менее защищена в случае разрыва союза, кто вынуждена чаще подстраиваться, скрывать недовольство, спускать на тормозах конфликты? Ситуация во много раз ухудшается при наличии детей. Ведь наше общество не культивирует в мальчиках эмоциональную привязанность к близким, умение замечать и проявлять нежность, открытость, бережную заботу. Это же будущие солдаты! Им завтра на войну! Отберите у них куклу, дайте пистолет! В крайнем случае грузовик.
Мужчины привыкают относиться к женщинам как к объектам для самоутверждения (я сильный и щедрый, а она слабая и зависимая) и одновременно как к обслуге (я ведь ее содержу, пусть отрабатывает). Женщины вынуждены вести себя соответственно этой навязанной роли. В воздухе висит угроза: “Если ты не будешь вести себя как правильная женщина (подчиняться, обслуживать, смотреть снизу вверх), то я тебя брошу/не дам денег”.
Возвращаясь к основной мысли текста, хочу сказать вот что. Отстаивая идеи защиты прав женщин, важно не пытаться бороться с самими женщинами, пусть даже они и защищают патриархат. Достаточно революционным будет уже сам факт того, что вы не сольете свое мнение, не позволите унижать себя ярлыками и обобщениями. Защита себя от женоненавистнических нападок — да. Защита своих интересов — да. Однако стоит осознавать, что любые попытки что-то доказать, объяснить, “раскрыть глаза” работают только в спокойной обстановке, в отсутствие острого конфликта. Если же разговор ведется на повышенных тонах, с нарушением личных границ, то максимальный результат в такой битве — победа одной женщины над другой, такой же или еще большей жертвой патриархата. А это очень далеко от идеи борьбы за равенство прав и свобод.
Виктория Лебедь
Картина "Беление холста". Художница Зинаида Серебрякова
Оригинал публикации: http://mamochek.net/spori-o-feminizme/