Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
mariamayak
7 лет назад

Гендерные отношения на Руси до принятия христианства. Часть II. Крестьяне и посадские.

Здравствуйте, дорогие читатели!

 Продолжая тему предыдущего поста о положении беременных женщин и маленьких детей на Руси в дохристианский период, сегодня хотелось бы поговорить об отношениях мужчин и женщин как у крестьян, так и у посадского населения, а также затронуть вопрос о положении городских детей.

*

 Пожалуй, начнем с крестьянского быта. Как мной уже было упомянуто ранее, в крестьянской среде было необходимо задействовать на сельскохозяйственных работах как можно больше людей. Такие правила диктовались не желанием получить большой урожай да продать его, а элементарным стремлением выжить. Отсюда дети ставились в двоякое положение. С одной стороны, они были средством достижения поставленной задачи, поэтому ценились. С другой – пока они не могли выполнять хотя бы малейших функций взрослых, их жизнь не была особой ценностью, ведь детей еще будет много. Матери были заняты в сезон полевых работ коллективным трудом, а в зимнее время домашними делами. Ребенок получал крайне мало внимания и постигал азы «взрослой жизни» самостоятельно.
 К 12 годам мальчики и девочки уже считались полноценными взрослыми, что не удивительно с такими интенсивными темпами жизни, что были присущи крестьянской повседневности рассматриваемого периода. Во всех сферах жизни они участвовали равно с остальными. Помимо рабочих обязанностей, которые за ними закреплены к этому возрасту, имелись и определенные права. Например, к этому моменту мальчик уже мог обзавестись своей собственной семьей. Однако наиболее подходящим для брака считался возраст 14 лет.

*

 Заключался брак по обоюдному согласию. Но не исключалась возможность сговора родителей. «Брачные партии» устраивались достаточно редко и материальное положение семьи выступало не основным показателем хорошего партнера. По факту, оказывалось, что брак был выбором и решением юношей и девушек. Но в этом и сложность. Молодые люди подходили к этому крайне ответственно, потому что прекрасно понимали, что и кто из себя представляет, какую роль может сыграть в семье.
 Ещё с раннего детства мальчики и девочки начинают находиться бесконтрольно вместе. Они вместе играют, моются, приобретают хозяйственные навыки, идут работать в поле. За это время молодые настолько уже изучили друг друга, что для них не является проблемой определить, хорошая ли хозяйка получится из девушки или будет ли кормильцем-работягой юноша. Будучи подростками, они сами решали, с кем им выгоднее вступать в брак. Здесь и не требуется вмешательство родителей, поскольку сами брачующиеся абсолютно точно отдают себе отчет в действиях. Юноши и девушки принимают решение для всей семьи, для коллектива. Отсюда крайне рациональный подход к выбору пары.
 Не считалось зазорным вступать в интимные связи до брака. Тем более, что в таком режиме жизни нагота не была чем-то сверхъестественным, удивительным и запрещенным. 10-12 лет считались вполне достаточными для начала половой жизни. Если дети появляются до собственно брака, то это лишнее доказательство плодовитости и хорошего здоровья женщины, показатель ее выносливости. Если смогла выносить ребенка в суровых условиях крестьянского быта, да в раннем возрасте, - молодец!

*

 Сама «брачная церемония» выглядела по факту абсолютно не торжественно, обыденно для нашего, современного восприятия. В дом к невесте приходит жених и просто остается на ночь. Утром они вместе уходят в дом к жениху. Вот и брак. Развод возможен и так же легок, как официальное создание семьи. Женщина тоже могла уйти. Но! Дети остаются у мужа. Да, женщина может забрать свое имущество, но останется без детей. Отсюда складывается такая ситуация: разводы вполне возможны, но не реальны, иначе пострадает коллектив.
 В браке жена была верной помощницей мужа, его другом. На полевые работы ходили вместе, почти наравне. Как я уже говорила, обязанности были пропорциональны правам, поэтому женщина принимала участие в решении глобальных вопросов, касающихся семьи, вместе с мужем. В холодное же время года она становилась полноправной хозяйкой в доме.
 Условия проживания и род занятий откладывали сильный отпечаток на внешности крестьян. Средний мужской рост составлял около 145 см, женский — 140 см. Фигуры выглядят деформированными. Мужчина обладает очень развитым торсом и плечевым отделом вследствие того, что зачастую вынужден руками выкорчевывать пни, а нижняя часть тела кажется приземистой, сильно уступает в габаритах туловищу. Женщину тоже не обошли негативные изменения. Она вечно сутулая и простуженная в результате того, что изба (в основном это землянки) была с низкими потолками и топилась по-черному, отсюда вечные сквозняки. Из-за такого способа обогрева жилища женское лицо в скором времени становится серым. Кроме того, из-за постоянного дыма в помещении портится и зрение.

*

 Самый пик красоты и здоровья приходится как раз на время, когда начинается половая жизнь и заключение браков – 10-15 лет. С такими стремительными темпами жизни старение приходится уже на 30-ти летний возраст. 35 лет – фактически предел, в котором доживают свою скромную жизнь «старики».
 Что же касается посадского населения? Есть ли разница?
 С появлением городов меняется социальная структура. Появляется отдельная, специфичная группа обывателей – горожане, или посадские люди. Под большие масштабы города подстраивается и жилище. Строятся крупные дома, обычно двухэтажные, что существенно отличается от крестьянских землянок. Первый этаж невысокий - он предназначен для хозяйственных нужд, нахождения скота и хранения телег. Второй этаж мог достигать и 3 метров — он был жилой и построен таким образом, что сажа даже при отоплении по-черному не оседает вниз, а остается на потолке и палках сверху. Получается, что люди под ним ходят и дышат нормальным воздухом, и даже пепел на них не валится! Есть окна, причем довольно большие. В таком доме соблюдается чистота, есть возможность стелить скатерть и вешать занавески, в отличие от крестьянского, в котором уборка бесполезна. В нем есть даже отдельный бабий угол - место, куда мужчина не заходит вообще. В центре такого чудо-дома висит/стоит люлька. И не просто так, а под присмотром детей аж до 10-ти летнего возраста! Дети обычно находятся под контролем родителей и, как правило, даже обучаются счету и чтению.

*

 Всё это предназначено в целях адаптации к дальнейшей жизни, поскольку основными занятиями посадского населения являлись ремесло и торговля, никак не земледелие. Женщины и мужчины могли заниматься этим одинаково. Ребенка с детства включали в этот процесс и могли отправить на рынок за покупками. Производству тех или иных товаров учат, а не абы как отправляют делать «взрослую работу».
 А вот что касается решений браков, то у посадских тоже не родители определяют брачную партию, а по большей части сами молодые. Они также думают головой и принимают решение на всю семью. Хозяйственные идеи при выборе супругов занимают основополагающее место. Как правило, браки осуществляются в пределах одного города, и молодые друг друга хорошо знают. Однако женитьба с пришлыми, даже иноземцами, тоже возможна, как и интимные связи до официального брака.
 Отличались крестьяне и посадские не только образом жизни, условиями, занятиями, но и внешностью. Причем кардинально. Были выше ростом, женщины могли быть до 150 см. Лицо чистое, белое, что было как раз-таки следствием иных условий жизни. Эту белизну всячески старались подчеркнуть. Брови красили сурьмой, а щеки и губы свекольным соком. Девушкам не приходилось горбиться из-за низких потолков, отсюда и осанка была иная, что считалось предметом гордости. За самим туалетом тоже тщательно следили. В носке предпочитали узкие сарафаны, подчеркивающие изящную походку. Мужчины не были искривлены тяжелой полевой работой. Их фигуры были стройны и пропорциональны, а рост куда выше крестьянского. В общем, посадские люди ставили себя гораздо выше сельчан, выглядели совсем иначе и вели себя по-другому.

*

 Таким образом, род занятий и место проживания прямо влияло на образ жизни людей в дохристианский период Руси. Если вся крестьянская жизнедеятельность была сосредоточена на выживании путем интенсивного занятия сельским хозяйством, то повседневность посадских людей существенно отличалась и строилась на торговле и ремесле. Отсюда, продиктованные разными условиями жизни строились и гендерные отношения. Крестьянину не выгодно беречь ребенка с рождения, уделять ему внимание, иначе он погибнет сам. Посадскому же человеку нет нужды «сутками напролет» торчать на поле, чтобы выжить - он осознает ценность ребенка и видит в нем продолжателя дела своей жизни. Судьба крестьянских и посадских детей кардинально отличается. Начиная возрастом вступления в половую жизнь, заканчивая деятельностью вообще. Продолжительность жизни, её уровень и здоровье у горожан были существенно лучше. Что же до взаимоотношений мужчины и женщины, то по большому счету они были схожими. Однако с разницей в том, что из-за опять же-таки занятия городской женщины торговлей и ремеслом, она могла больше дать своему ребенку, выкормить, «поставить на ноги» и ко всему прочему обладала своим отдельным пространством в доме. Ее здоровье не было в таком плачевном состоянии, как у крестьянки. Так, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уровень жизни посадских был на порядок лучше, чем крестьян.
14
250.421 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые