Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
mariamayak
6 лет назад

Российская семья накануне отмены крепостного права. Горожане и крестьяне.

Добрый день, дорогие читатели!

 Сегодня мы продолжим разговор об изменениях, затронувших российские семьи с отменой крепостного права. На этот раз наше внимание будет обращено более на крестьян и городских жителей, чьи жизни были затронуты общественными и государственными метаморфозами ничуть не меньше других слоев населения.

 Дабы отметить всю суть изменений, стоит сначала разобраться в том, что, собственно, менялось и как это было до отмены крепостного права.

*

 Итак, в среде городского населения сохраняются тенденции, заложенные еще в средневековье. Брак по факту представляет собой более хозяйственную сделку, нежели невинный любовный союз. У каждого члена семьи есть свои функции, которые тот должен выполнять. Муж в лице купца или мещанина занимается заработком средств на жизнь для своей семьи, жена в это время вся в хозяйственных делах. Женщина больше выполняет экономические функции: управляющей и администратора. Она контролирует прислугу, закупку еды, одежды для домашних и т.д. Решение распределения финансов лежит на её плечах. Супруг приходит с работы, получает готовую одежду, пищу и ласковую жену в придачу. Один день в неделю отведен для проверки хозяйственных книг, которые ведет супруга. Мужчина проверяет их, и наказывает жену, если находит там неуместно потраченные средства или признаки расточительства.

 В отличие от дворянской семьи, горожане стремятся заботиться о будущем своих детей не только как об общественно значимых личностях, а также о их профессиональной и семейной жизни. Детей обоих полов стремятся обучить грамоте, и, по возможности, другим наукам. Мальчиков готовят к профессиональной деятельности, которая обычно повторяет отцовскую специальность. Девочек же готовят к семейной жизни, обучают ведению хозяйства, прививают полезные навыки и умения.

*

 Вопрос о браке довольно сложный. Возможны браки по обоюдному согласию брачующихся и не исключены романтические отношения между ними, однако если брачное дело разворачивается в обеспеченной купеческой династии, то судьбу ребенка решает только отец. Тут партия подбирается отталкиваясь исключительно от вопросов выгоды, следуя материальным соображениям.

 Вот как обстояли дела в семьях горожан, теперь же стоит разобраться с ситуацией в крестьянских семействах.

 Браки между крестьянами всё чаще заключаются по решению помещика, сокращая возможности свободного вступления в брак. Обычно это происходит массово. Допустим, помещик меняет своих 20 крепостных девок на такое же количество девок другого. Происходит это часто по двум причинам:

 1. по церковным законам даже довольно дальние родственники не могли быть обвенчаны, а в помещичьих деревнях, как правило, большая часть крепостных были друг с другом в родственных связях;

 2. помещик «ходил по девкам» и если он обладал выдающейся внешностью, то сразу будет понятно, чей ребенок. Чтобы избежать щекотливой ситуации, девок отсылали чуть ли не на сносях и выдавали срочно замуж за мужиков другого помещика. Одним из таких ярких примеров является Александр Сергеевич Пушкин, который, как всем известно, обладал необычной внешностью для российского дворянина, что нисколько не мешало ему пользоваться не только успехом у дам высшего общества, но и «портить» своих же крепостных девок. Довольно часто встречаются в его личных переписках письма с просьбой срочного обмена девушек, чтобы удалить слишком похожего ребенка.

*

 Вероятность того, что девушка будет отдана замуж и навсегда отлучена от своей родной семьи была крайне высока. Попав в новый дом, дом семьи своего мужа, она автоматически становится персонажем для использования. Положение такой женщины крайне печально. Она будет эксплуатироваться до тех пор, пока не сможет самостоятельно выполнять простейшие работы, т.е. до преклонного возраста. Сама крестьянская женщина считалась дешевле коровы, потому как женщин может быть много, а скотина стоит немало и приносит семье куда больше пользы своим молоком и мясом.

 С беременностью и родами обстоят дела не сильно лучше, чем в предыдущие столетия. Пока женщина находится в «интересном» положении, она выполняет работы абсолютно наравне со всеми, никаких поблажек нет, даже на больших сроках. Если роды пришлись на зимний период, то повитуха – это максимум помощи роженице. Если совсем не повезло, и роды пришлись на период работ в поле, то о помощи нет речи в принципе. Женщина рожает одна где-нибудь с края поля, а потом обратно за дело: никто не будет считаться с самочувствием только что родившей работницы.

 Помимо всего прочего, пришедшая в новую семью крестьянка находится на самом низком положении в семье. Самый старший мужчина в семье обладает беспрекословной властью. Ему подчиняются не только женщины, но и взрослые сыновья. Всё принадлежит главе семьи, от решения общесемейных вопросов, до материальных благ. Если сын заработал как отходник в городе, принес домой, то распоряжаться деньгами он не будет. Его заработок будет в руках так называемого большака. А пустить он его может на что угодно, хоть на приданое дочери, не оставив сыну и его семье ни гроша. Единственное, что есть у пришедшей в семью девушки и уже ее собственных детей – приданное, которое она получила на свадьбу. Всё, что заработает – всей большой крестьянской семьи. Помимо большака, есть и большуха – старшая женщина, распределяющая фронт работ между остальными женщинами.

*

 Опять же, девушка, пришедшая в новую семью, часто становилась жертвой насилия не только физического, но и сексуального со стороны свекра. Как правило, огромный процент жен отходников попадали в эту категорию. И самое ужасное, что ни она, ни её муж ничего не могли с этим сделать. Она точно также работала на благо всей семьи, и её главы в том числе.

 Что касается зимнего досуга, то обычно он связан и с поло-ролевыми отношениями девушек и юношей. Отношения до брака возможны, но чтобы предостеречь детей от непонятных связей, но и дать некую свободу, после окончания сельско-хозяйственных работ проводятся «беседы» - мероприятия, куда ходят незамужние и неженатые. Как правило, это девушки до 18, и мужчины до 22 лет. Они собираются в доме вдовы, где официально девушки приходят шить, вышивать и т.д., но потом приходят парни, смотрят, как женщины работают, создавая себе представление о том, какая она хозяйка. Начинаются песни, уходит на второй план работа, приходят игры. Например, выключается свет, девушки сидят по лавкам, потом резко поднимается лучина и парни падают к ним на колени. Помещение, где проходят игры, перегорожено тряпочкой, за которую заходят парень с девушкой и целуются. Важно то, что при всем этом присутствует вдова, не давая зайти играм слишком далеко. В результате мы видим гениальную систему вопросов сексуальности, где она перестает быть запретной. Взрослые осознанно отпускают молодежь, давая ей необходимое ощущение свободы, тем самым решая вопрос сомнительных связей.

 Накануне отмены крепостного права и в предшествующее ей время обнаруживается очень сложное отношение к детям. Каждой семье хочется иметь детей, ведь бездетность – это самое страшное. С другой стороны – имея много детей, у крестьянских семей нет возможности их элементарно прокормить и одеть, проконтролировать. Отсюда использовались разные способы «предохранения». Как правило, оно заключалось в кормлении грудью до победного конца. Использовались методы прерывания беременности такие, как прыгание с большой высоты, подъем тяжестей, выпивание спичной серы. Как бы это ужасно ни звучало, но могли даже убивать своих «лишних» детей. Например, если в соседней семье ребенок помер от инфекции, то родители «ненужных» детей брали зараженную одежду, надевали на свое чадо, чтобы от него избавиться.

*

 Таким образом, ближе к середине XIX столетия, ситуация в семьях горожан и крестьян складывается двоякая. Городские жители фактически не изменили принципов построения семейного быта, однако остро встает вопрос об образовании детей, ведь в хорошие учебные заведения возможно поступить только дворянам, что блокирует карьеру купцов или мещан, даже имеющих приличные средства. Крестьянская же семья находится в сложном положении. Возникают ситуации, где молодых перестает устраивать жизнь со старшим поколением. Возникают серьезные нравственные проблемы с крестьянскими детьми. Дело осложняется еще и тем, что санитария и гигиена в крестьянских семьях на нуле.

18
195.390 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые