Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
maryatekun
6 лет назад

Художник Борис Куперштейн и его "Цветущий сад"

В рамках фестиваля "Неувядаемый цвет", который проходил с 9 по 11 апреля в Зверевском центре современного искусства, была организована выставка московского художника Бориса Куперштейна. Меня любезно пригласили на открытие, я познакомилась с художником и на следующий день взяла у него интервью.

Интервью получилось в свободной форме – это была скорее беседа о природе искусства и творчества, его духовной и материальной составляющей, о месте художника в этом мире и философии творца.

Поскольку в беседе не было вопросов и ответов как таковых, я решила оформить ее как монолог автора, размышления, которыми он захотел поделиться, за что ему огромная благодарность.


Поиск воплощения – этот вопрос существует всегда, и каждый раз приходится решать его снова и снова. Ты ищешь, и потом чудо возникает.

Чудо возникает, но его повторить нельзя. Может быть, его и не нужно повторять?

Свой "Цветущий сад" я увидел в реальности. Представьте, что вы его видите везде и он вас преследует, везде следует за вами. А ты присутствуешь как наблюдатель...

Я вдруг увидел весь мир как цветущий сад, – так оно и есть на самом деле, – это ощущение, которое присутствует внутри постоянно, которым хотелось бы поделиться, и с этим ничего нельзя сделать. Это даже не просто желание реализации, а что-то такое...

Я наблюдал, как ребенок звонит на радио и говорит, что хотел бы передать привет. Кому ты хотел бы передать привет? – спрашивает ведущий. Он говорит: я хотел бы передать привет всему миру! То есть, он себя ассоциирует со всем этим громадным миром, а, может быть, так оно и есть на самом деле.

Когда это ощущение присутствует, когда ты переходишь к его реализации, вдруг понимаешь, что существуют вещи, которые необходимо преодолеть. И именно эти препятствия оказываются необходимыми, чтобы все состоялось.

Есть такое слово – смирение. Я не хотел бы говорить слишком высоко, но как это определить... Это будто каток, который через тебя проходит, и в итоге возникает нечто такое... – новый образ.

Есть проблема: как это чувство передать?

Мы не можем относиться ко всем одинаково, но если мы представим, что каждый человек, пусть даже в каком-то очень отдалённом, искажённом подобии – образ Божий, тогда, ты прежде всего сам должен измениться, чтобы это увидеть.

Это какая-то точка, важная, в которой что-то происходит... Чудо происходит. И человек это чувствует. Тогда наступает какой-то момент, он ощущает эту реальность бытия, она открывается, и другие люди тоже это чувствуют.

Но передать словами это очень сложно. Тут важны не сами слова, не интонация, а то ощущение искренности, которое человек передаёт, а другой человек считывает. Слова неправильно могут быть поставлены, но что-то другое возникает. За слова не нужно цепляться.

Творчество направлено вверх, но его материальная составляющая всегда стремится вниз.

Поэтому не обязательно, чтобы оно было визуализировано. Жизнь настолько удивительна – сам творческий процесс жизни – если к нему правильно относиться. Например человек доставляет тебе какие-то неприятные вещи, но ты вдруг понимаешь, что через это он способствует твоему духовному росту и таким образом он помогает тебе. Это иногда оказывается самым важным.

И тут возникает вопрос: такое творчество – оно вообще необходимо или нет? Я думаю, что да, но не любой ценой. Оно может быть, но может его и не быть.

Если сама жизнь становится творчеством, ты проживаешь ее творчески, то как бы необязательно писать, рисовать и все такое. Ты слушаешь музыку ветра, и ты находишься в сотворчестве.

Но когда тебя переполняет, здесь и начинается этот творческий процесс создания чего-то.

Творческий процесс дает определенную глубину радости, определенную свободу. А когда ты обладаешь свободой, то ты принимаешь и ответственность. Чем больше свободы, тем больше ответственности. И тут ты чувствуешь его тяжесть, тут необходимо какое-то преодоление... возможно даже самоуничижение, чтобы это преодолеть.

Бывает, сделанное что-то за 5 минут, вызывает такое чувство восторга, что думашь, что и завтра ты сделаешь так же за 2 минуты, и послезавтра. Это чувство такой легкости, свободы, и восторга! Но назавтра всё идет с таким ужасным скрипом, будтоколесо из оси выходит – и невозможно сделать уже ничего.

Получается, что эта ежедневная "штудия" просто необходима, просто чтобы хоть как-то шел этот процесс. Даже не рассчитывая ни на какой результат. Иногда выходит, что самая длительная работа и самая короткая – они могут стоять на одном уровне.

Я на самом деле делал это без всякой иной цели, поэтому к результату я совершенно не привязан.

Когда ощущаешь каждый день бытия как чудо – что-то в тебе меняется, и тогда материальные составляющие творчества становятся не так важны. Когда ты ощущаешь это, ты становишься другим.

Если творчество приводит нас к этому Саду, мы можем понять, что оно может закончиться на материальном уровне и уже начинается на каком-то ином. Но к этому ощущению сложно прийти. Сначала ты идешь будто по какому-то темному коридору, с закоулками вправо-влево, и ты эту кучу макулатуры все перерабатываешь, перерабатываешь...

Писатель Борхес, был уже в преклонном возрасте, уже незрячий, к нему люди приходили, и он говорил: вы понимаете, что все это творчество - это некое моделирование, даже если художник реалист. А вот Евангелие – оно никакое не моделирование. Ведь, если задуматься, это же не ложь, это все правда, это единственная такая реальная вещь. Но почему-то ты все время проходишь мимо, ты хочешь открыть эту книгу, а она не открывается, и ты видишь все самое негативное, принимаешь какие-то внешние факторы. Все недостатки, которые в тебе, ты все их видишь в окружающих, но как только потихоньку освобждаешься от своих недостатков, ты постепенно начинаешь видеть достоинства в других.

Выставка – это эмоциональная перегрузка с одной стороны, но с другой стороны ты начинаешь глубже понимать вещи, потому что такая масса людей, и все они воспринимают абсолютно по-разному. Есть люди, которые совершенно далеки от искусства, и мне интересно, на что они прежде всего реагируют. Или наоборот, люди, которые слишком сильно погружены – даже в тот же интернет - и они видят в моих работах то, что они видели уже где-то там. И чувства варьируются - от глубокого восторга до тотоальной неприязни.

У произведения искусства чаще всего существует просто назначенная стоимость, потому что глубину творчества – как ее можно оценить деньгами? Это же вещи совершенно несопоставимые... А есть другая позиция, те кто хотят реализовать материальную составляющую сторону творчества

Человек, который заинтересовался чьим-то творчеством, он как бы стал соавтором, он дал художнику некое ощущение, что некое взаимодействие произошло. И только тогда эти кляксы или пятна вдруг становятся произведением искусства.

В китайском трактате о живописи описывается, как сначала художник долго осваивает технику рисования - это вульгарный художник, самый низкий уровень, потом он все больше совершенствуется в мастерстве, и когда он достигает определенного мастерства, в этот момент он должен снова вернуться на уровень того вульгарного художника и творить так, как будто он ничего не умеет.

Жить в условиях, когда нет правил игры, очень сложно. Когда ты это понимаешь и понимаешь, как с этим бороться, тогда происходит определенное освобождение духа от материи, своеобразное перешагивание этапов. И на новом этапе ты уже оказывашься не привязан к этим материальным составляющим творчества. Тебе становится все равно.

Интересно отношение детей к этому: вот, появляется какой-то интерес, он берет какие-то инструменты и творит, потом интерес исчезает, он спокойно откладывает и идет заниматься чем-то другим, потом интерес снова возникает, и он снова товрит, - и у него нет желания как-то сохранить результат, привязаться к нему.

Материальная составляющая, конечно, мешает, но это тоже процесс упомянутого преодоления. Если нет возможности, можно перейти на другие материалы. Если сейчас нет красок, можно использовать, например, тушь.

Когда в какой-то момент художник работает в одном направлении, потом он работает в другом направлении, и в этом направлении чего-то достигает, меняет техники, но потом, если он в этом направлении устойчив, наступает какой-то прорыв. Работать с разными материалами это очень здорово, а это упрямство и отсутствие какого-то результата долгое время, оно дает развитие.

Потом возникает момент, когда художник нашел технику, обрел уже определенную ремесленную основу, когда стоит устойчиво на крепких ногах, то с тем материалом, с которым у него происходит общение, он от него что-то перенимает.

В большей степени мне даже хотелось самому услышать людей, и чтобы они пели с каким-то открытым сердцем.

Когда приходят журналисты, они как бы настроены на определенный обмен, и как будто они тебя используют. Пока режиссер снимает фильм, все хорошо, но потом, когда фильм снят, художник становится как бы уже не нужен. Очень хорошо, что эта встреча и наш диалог дал возможность как-то объединить наши усилия.

Борис Куперштейн


Наш проект задумывался как некоммерческий. Наша миссия – дать художнику, особенно начинающему, какой-то импульс, какую-то веру в себя. Часто, когда художник встречается с этой стеной равнодушия, он уже не может творить.

В современности есть проблема в избыточной общедоступности информации. Из-за того, что благодаря интернету мы можем в любую секунду написать письмо в любую точку мира, не прикладывая усилий, мы превратились в один большой коллектив, но потеряли дух коллективизма. Раньше у писателей были свои группы, где они собирались и общались, читали свои стихи и за счет этого приходили другие люди, которые они слушали, транслировали в своем коллективе.

Сейчас есть интернет, но если человек что-то делает только ради искусства (что, в общем, хорошо), но у него нет талантливого менеджера, то... он будет писать в стол.

Причем, это будет общедоступно, и, в теории, любой может придти и посмотреть на этот "стол" – но не придет.


P.S. Вот такое объявление висело на выставке. Это не экспонат. :)

0
535.628 GOLOS
На Golos с October 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые