Немое кино: Нет слов. Одни эмоции.
Мировое кино
Часто можно услышать далеко нелестные отзывы о немом кино. Вроде как это была лишь ступень развития, и говорить о ней серьезно - ровно что ждать от годовалого ребенка декламирование Данте. Но прошу вас, не спешите с выводами. Немое кино - прекрасно, может быть наивно, но его делали настоящие революционеры и мечтатели, которые готовы были броситься в омут с головой, не рассчитывая на победу, но любя.
Фотография движется
Хоть весь мир и уверен, что первые кинокадры сняли Братья Люмьер, это не так. История кино началась в 1871 году, когда Ричард Меддокс изобрёл сухой желатиносеребряный фотопроцесс, пригодный для гибких носителей, и продолжился в 1888 году, когда уже другой изобретатель Луи Лепренс снял на фотобумагу Истмена первый в истории киноролик — «Сцена в саду Роундхэй». Никакой художественной значимости он не имел, но техническая была колоссальной. И вот уже 1895 году братья Люмьер показали знаменитый фильм «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер в Лионе», что стало толчком к созданию кинотеатров. 28 декабря того же года в Париже, на бульваре Капуцинов, 14 в «Гран-кафе» состоялся первый в истории платный сеанс, на котором зрители увидели сразу 10 фильмов, в числе которых была показана первая кинокомедия — «Политый поливальщик». Для современного зрителя смешного там было мало. Но видели бы вы, что творилось в зале тогда... Восторг, смех и испуг. На следующий день толпа желающих увидеть «движущиеся картинки» растянулась в огромную очередь. Еще бы! Они присутствовали при зарождении кино! Правда тогда это понимал не каждый.
Спецэффекты в немом кино
В немом кино не знали о существовании хромокея и о компьютерной графике, но сделать что-то «особенное» хотелось уже тогда. Одной из самых ярких и изобретательных картин того времени стал первый научно-фантастический фильм в истории кинематографа - «Путешествие на луну» режиссера Жоржа Мельеса 1902 года. Это, что называется, фильм созданный настоящими фанатами и энтузиастами. Многие спецэффекты придумал лично Мельес. Так кадр с луной, в которую врезается огромный снаряд с астронавтами стал хрестоматийным, и до сих пор вводит в заблуждение зрителей: как это в 1902 году было возможно такое снять? Такие мысли возникают и при просмотре другого фильма, правда более зрелого и длинного, «Метрополиса» режиссера Фрица Ланга, снятого в 1926 году. Этот фильм считают самым выдающемся представителем немецкого киноэкспрессионизма: обведенные черным карандашом глаза актеров, огромные декорации, под стать спецэффектам современных фильмов про суперменов, дым, шум, свет, 30 тысяч человек массовки, роботы и покадровая анимация для достижения иллюзии движения машин по подвесным магистралям. Создатели фильма настолько были увлечены несуществующими на тот момент спецэффектами, что придумали нарисовать около тысячи картин размером 40х60 см (по отдельному изображению для каждого кадра) для создания иллюзии сползающего луча света по стене. Представляете насколько этот фильм был дорогой! Даже несмотря на восторги критиков и приличные сборы он не смог окупиться в прокате, но зато остался в истории кино. Теперь уж навсегда.
Ужасы
То что ужасы нужны зрителю, поняли еще на заре кинематографа. И впереди планеты всей выступили немцы. «Кабинет доктора Каллигари» был снят режиссером Робертом Вине, хотя изначально картина принадлежала небезызвестному Фрицу Лангу. Премьера фильма состоялась в 1920 году и была воспринята в мире неоднозначно. В США шли протесты ветеранов войны под лозунгом «не будем смотреть фильмы, снятые врагами Америки». Однако, время расставило все на свои места. Сегодня история о безумном докторе Каллигари и его сомнамбуле Чезаре, убивающем по ночам жителей города смотрится почти также, как и в 1920 году. Фильм страшноватый, а история интересная. Никакой наивности немого кино нет и в помине. Возможно именно поэтому этот фильм так основательно укрепился в учебниках по истории кино и в сознаниях его видевших. Другой не менее пугающий фильм «Носфирату. Симфония ужаса» также был снят в Германии режиссером Фридрихом Мурнау. В этой картине использовался совершенно сумасшедший (по меркам современного кинематографа) ход. Для создания мистической атмосферы Мурнау задрапировал экипаж и лошадей в белые полотнище и вставил в фильм кадры, снятые в негативе. Итог был ошеломительным: черные кони бежали на фоне белого леса. В 2010 году фильм попал в список «100 лучших фильмов мирового кинематографа» по версии журнала Empire и занял там 21 место.
Смеша не смейся
Когда говоришь о комедиях, то в первую очередь все вспоминают гениального Чарли Чаплина, упуская, что в то же время на Земле существовал не менее гениальный Бастер Китон. И если Чаплин примерил на себя образ обоятельного бродяги, то Китон выполнял все свои трюки с каменным, безэмоциональным лицом. Правило: «смеша, не смеясь» он усвоил еще в детстве, когда гастролировал по городам и весям вместе со своими родителями с шоу «Три Китона» . Именно тогда он научился падать естественно и почти безболезненно (в то время это и было главным навыком любого артиста). Китон, как и Чаплин, выступал в своих фильмах и в качестве актера, и режиссера. Но, в отличие от Чарли, в его фильмах было больше именно режиссуры, фишек - как иногда говорят. А главный принцип создания сценария были именно гэги (комические эпизоды), которые часто придумывались на ходу. Китон считал, что заранее нужно написать только начало и конец, а все, что будет внутри - найдется по ходу съемок. Такая позиция кажется совершенно невообразимой. Особенно когда видишь фильмы Китона. Кажется, что над сценарием корпели не один месяц. Сегодня даже при более тщательной проработки истории и огромного штата съемочной команды редко увидишь такое кино. Так что единственное объяснение почему фильмы Китона вошли в историю кинематографа под грифом «гениально» - это несомненный талант режиссера-артиста. 3 фильма, которые вам советуем посмотреть: «Три эпохи», «Наше гостеприимство» и «Шерлок-младший». Хотя, если быть до конца честными, все его фильмы достойны внимание.
Недосып, наркотики и сюрреализм или «Моя подруга любит нежность легких разрезов скальпеля на выпуклости зрачка».
Для того, чтобы сочинять свои произведения сюрреалисты воздействовали на свое сознание разными способами. В приоритете были: гипноз, алкоголь, наркотики, голод и недосып (сюрреалисты предпочитали не давать себе спать по два дня). Именно такие испытания над собой и приводили к созданию картин, поэм, фильмов... Теоретически, чтобы стать сюрреалистом не так важен был талант, как готовность проводить эксперименты над сознанием. Конечно, мы не пытаемся подогнать под одну гребенку всех творивших в этом жанре. Тот же Сальвадор Дали был не так прост. Он лишь играл сумасшествие, которое отлично продавалось. Возможно именно благодаря его соавторству фильм Луиса Бунюэля «Андалузский пес» так прочно вошел в классику мирового кино и «взорвал мозг» не одному поколению зрителей. Этот 16-минутный немой фильм 1929 года держался в прокате около 8 месяцев, хотя его сюжет объяснить невозможно. Даже не можем представить как зрители советовали друг другу пойти на этот фильм. Разве что: «Ты был на «Андалузском псе», где разрезают глаз?». Кстати этот кадр шокирует в 2017 году также как и в 29-м. Но были и другие. Например, крупный план руки с дыркой, из которой выползают муравьи; мужчина, который тащит за собой два рояля с полуразложившимися мёртвыми ослами и двумя привязанными к роялям священниками и так далее. Луис Бунюэль не советовал искать смысл в своем фильме. По его словам, единственное, что может объяснить кадры - это психоанализ. Как впрочем и кадры, показанные в «Раковине и священнике» Жермены Дюлак 1928-го года(режиссера-женщины, прославившейся съемкой сюрреалистических картин и порногорафии). По мнению историков, этот фильм является первым сюрреалистичеким полотном. Сценарий к нему был написан великим и ужасным Антоненом Арто, который устроил на премьере фильма скандал из-за несогласия с финальной версией. Сюжет фильма более понятен, чем «Андалузский пес». Молодой священник принимает обет безбрачия, после чего впадает в похоть. В фильме присутствуют двойные экспозиции, оптические деформации, замедленная, ускоренная съемки и безсмысленные сюрреалистические загадки.
Советская пропаганда как верх киноискусства
Самый важный немой фильм, созданный в России (в СССР) это безусловно «Броненосец «Потёмкин» (1925 год) Сергея Эйзенштейна, неоднократно признававшийся одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков и режиссеров. Даже немецкий министр пропаганды Йозеф Геббельс назвал его «замечательным фильмом», благодаря которому можно стать большевиком. В «Броненосце «Потёмкине» рассказывается история о бунте, который произошел по вине офицеров корабля. Они пытались накормить матросов червивым мясом. И о поддерживающем моряков мирном населении Одессы, которых вызванные правительственные войска безжалостно расстреливают. Даже не смотревшие фильм хорошо знают эпизод убийства, снятый на одесской лестнице и финальный эпизод, где на мачте броненосца развевается поднятый восставшими красный флаг. Для фильма его раскрашивали вручную, что придало картине особо пафосный эффект, возвышающий патриотические чувства до небес.
Эксперименты
Картину советского режиссера Дзиги Вертова (который в титрах значится как «автор-руководитель эксперимента») «Человек с киноаппаратом» в 2014 году британский журнал Sight & Sound назвал лучшим документальным фильмом всех времён. Хотя изначально он задумывался скорее как эксперимент, призванный продемонстрировать возможности кинокамеры. Вертов отказался от титров, актеров и декораций. Взамен он призвал на помощь монтаж и кинокамеру. По мнению Вертова таким образом можно было международный язык кино, не требующий словарей и переводов. В фильме рассказывается о жизни города и о ее жителях. Благодаря всем новшествам операторских и монтажных техник мы переносимся из одного города в другой за секунду. Вертов использует ассоциативный монтаж, который создает бессюжетную картину, отвечающую лишь двум задачам: показать возможности кинокамеры и бешеный ритм нашей жизни.