Никита Михалков: «Я не хочу быть понятным, я хочу быть понятым».
Когда говоришь о кино Никиты Михалкова сложно уйти от его личности. Во-первых, для каждого режиссера творчество - это отражение своих страхов, любви, проблем и мыслей. Во-вторых, вокруг Никиты Михалкова витает очень много сплетен. Настолько много, что люди, не смотревшие его фильмы уже имеют о них стойкое негативное мнение. Но переубедить скептиков несложно. Они должны увидеть кино, и потрясение, которое они переживут после просмотра, позволит им уйти из рядов ненавистников в ряды сторонников.
РОД
О том что природа отдыхает на детях великих людей - аксиома, которая рушится при упоминании Никиты Михалкова. Правнук художника Василия Сурикова, внук художника Петра Кончаловского, и сын Сергея Михалкова, советского поэта, автора гимнов СССР и России, брат Андрея Кончаловского, не менее талантливого режиссера. Не удивительно, что род Михалкова-Кончаловского очень раздражал и раздражает. Отца Никиты Сергеевича, как и самого Никиту, часто обвиняли в конюктурности и дружбе с властью. Однако, его это никогда не волновало. Когда у Сергея Михалкова спрашивали: «Вот как вы, и при Сталине хорошо жили, и при Хрущеве, и при Брежневе? Он отвечал: «Волга течет при любой власти». Думаю, так мог бы ответить и Никита Сергеевич.
Никита Михалков и Сергей Михалков
«Это была естественная жизнь в большом семействе с сильной корневой системой. Я долго не мог понять, почему на меня изумленно смотрит класс, когда я утром честно признаюсь учительнице, что опоздал, потому что Рихтер играл на пианино до трех часов ночи и не давал спать. Я не понимал, что в этом особенного? Ведь в застольных воспоминаниях у нас такие имена витали, что мало не покажется: Сережа Рахманинов, Паша Васильев... Велимир Хлебников, по рассказам мамы, спал у нас на рояле, а Маяковского бабушка спустила с лестницы, сказав, что отказывает ему в доме. И все это казалось естественным». (Н. Михалков)
МИХАЛКОВ - РЕЖИССЕР
кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Однако богатая родословная не стала причиной «почивания на лаврах». И в 28 лет Никита Сергеевич снял свой первый, и сразу же очень серьезный полный метр «Свой среди чужих, чужой среди своих» в соавторстве с великим композитором Эдуардом Артемьевым и оператором Павлом Лебешевым. Сегодня этот фильм, на фоне современных работ, кажется очень авангардным и авторским, а работы еще молодых актеров: Юрия Богатырёва, Анатолия Солоницына, Сергея Шакурова, Александра Кайдановского - гениальными. Фильм, снимающийся на эйфории молодых кинематографистов стал выдающейся картиной. Ведь ничего так не получается хорошо, как работа сделанная не ради денег и не ради славы, а по любви.
Хотя именно так делались все картины режиссера. Ранний Михалков - это неспешные, вдумчивые фильмы, где один план мог длиться до 10 минут, это не позволяло актеру спрятаться за клиповым монтажем, ему приходилось играть. И смотря эту игру сегодня, периодически хватаешься за голову и задаешь только один вопрос: «Куда все это делось?». Сегодня такой игры нет. Режиссеры не доверяют себе и своему мастерству. Они отдают картины на растерзание монтажерам и продюсерам, решая себя главной силы - актерской игры. Михалков себе в этом никогда не отказывал. Например в картине «Неоконченная пьеса для механического пианино» есть сцена, которая длится больше 10 минут, глаз от нее не оторвать и это при том, что все построено лишь на энергии актерской игры. Однако работать с актерами - это отдельное искусство, не подвластное многим. Михалков, само собой это умеет. Каждый актер, сыгравший у него в картине, признается, что съемки у Михалкова - это счастье. Режиссер заботится об актере, любит его, влюбляет в себя и увлекает за собой.
Посмотрите фильм о фильме «Сибирский цирюльник». Как Никита Сергеевич помогает актрисе Джулии Ормонд точно поймать эмоцию. Он, зная, что будут снимать крупный план, стоит на коленях перед ней, обняв ее за ноги и что-то тихо-тихо говорит. У актрисы от всего этого наворачиваются слезы. А чтобы заполучить на роль слуги Обломова Захара статного актера Андрея Попова в картину, который отказывался бриться на лысо, режиссер пришел к нему домой и снял шапку. Михалков был совершенно лысый и предупредил Попова, что если он не согласится, то завтра побреется вся женская часть команды. Как думаете, что ответил Попов? Он играл Захара. И таких историй множество.
Но главная удача и самая важная встреча произошла у Михалкова в фильме «Родня». В этой картине состоялся дебют Олега Меньшикова, который потом сыграет в масштабных кинофильмах режиссера: «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник». Первый из которых получил Оскар как лучший иностранный фильм.
«Да, большевизм не принес нашей стране счастья. Но разве нравственно, исходя из этого непреложного факта, ставить под сомнение целесообразность жизни целых поколений, их честь, достоинство и огромные заслуги перед своей страной только на том основании, что людям довелось родиться не в лучшие для них времена? Ведь и в самый разгар репрессий так же вставало над землей солнце, и текла река, и звенел мяч на пляже, и дети любили родителей, и родители переживали за своих чад, и тот, кто в первый раз целовал девушку, вовсе не думал, как там поживает дорогой Иосиф Виссарионович... И в этом для меня-боль, страх и горькая нежность того времени, которые я попытался передать картине, отрешившись от всех своих политических симпатий и антипатий» (Н. Михалков о фильме «Утомленные солнцем»).
По классике жанра, после череды успешных фильмов (все кто видел «12» в один голос заявляют, что кино оставило в душе неизгладимое впечатление), Никиту Михалкова, как и любого режиссера, ждала череда неудач. Его фильм «Утомленные солнцем-2» - мастерски сделанный «блокбастер» не так смущал тем, что главный герой Котов, его жена с дочерью и Митя остались живы - нет. А тем, что Михалков отказался говорить на том же языке кино со своим зрителям, как раньше. Режиссер признался, что сегодня нет людей, которые могли бы смотреть «Обломова» или «Неоконченную пьесу...» с тем же вниманием и проникновением. Сейчас эпоха клипового монтажа, и чтобы достучаться до современного поколения - ему пришлось пойти на этот шаг.
"И я понял, что это одно из самых мудрых правил жизни: относиться к происходящему с простым смирением. Не пассивным унынием, а смирением: "Значит, так надо". Оценивая то, что происходит спокойно делать выводы и продолжать жить и работать". (Н. Михалков)
МИХАЛКОВ - АКТЕР
Изначально Никита Сергеевич учился именно на актера, в Театральном училище им. Щукина, но был исключен за участие в киносъёмках (тогда студентам это запрещалось). Так он поступил во ВГИК на режиссерский факультет М. Ромма. Но, как мы все знаем, актерство не оставил. Никите Михалкову часто приходится объяснять участие в собственных кинокартинах «необходимостью» (хотя обвинять его в этом, как минимум, глупо). Но уж за съемки у других режиссеров можно не оправдываться. Позвали, потому что лучше никто не сыграет. Сегодня Никита Сергеевич порицается и облагается критикой так же сильно как и в СССР. Если тогда его обвиняли в покровительстве отца (что очень далеко от истины, вспомнить хотя бы то, что Михалков отслужил три года на Тихоокеанском флоте), то сегодня в дружбе с властью и в напускном патриотизме. Никита Сергеевич отмечает, что дружит не с властью, а с людьми, а до высших чинов ему нет дела. Что касается обвинение в патриотизме, то любовь к России является искренней и вечной, об этом говорит его кино, которое он снимает уже на протяжении полувека.
Перед тем как снимать эту картину, режиссер, Эльдар Рязанов заявил Михалкову, что если тот не будет сниматься - то фильма не будет. Это, конечно, не могло не польстить уже известному к тому времени режиссеру, и Михалков согласился. Соблазнительный, красивый, статный Паратов в его лице вскружил голову не только Ларисе Дмитриевне, которую в картине сыграла одиозная ныне Лариса Гузеева, но и львиной части советских женщин. После премьеры фильма Михалков еще долго получал полные любви письма. Попадались даже такие: «Жалко Ларису, но она хоть пожила».
Лирическая комедия по сценарию Генадия Шпаликова снята в стиле советского неореализма. Если написать фабулу картины - она не произведет впечатления. Просто парень и он просто...шагает по Москве. Вот и все. Но весь смысл неореализма в том, что за, казалось бы без сюжетной историей стоит непередаваемое волшебство. Эта картина - чистое счастье, добро и любовь. В ней нет места предательству, злости и зависти. Ее можно смотреть тогда, когда грустно и тогда, когда весело. Она на все времена и уже навечно записана в классику мирового кинематографа. И то, что Михалков сыграл в этом не последнюю роль - нет сомнений.
«Жестокий романс» (Э. Рязанов)
Перед тем как снимать эту картину, режиссер, Эльдар Рязанов заявил Михалкову, что если тот не будет сниматься - то фильма не будет. Это, конечно, не могло не польстить уже известному к тому времени режиссеру, и Михалков согласился. Соблазнительный, красивый, статный Паратов в его лице вскружил голову не только Ларисе Дмитриевне, которую в картине сыграла одиозная ныне Лариса Гузеева, но и львиной части советских женщин. После премьеры фильма Михалков еще долго получал полные любви письма. Попадались даже такие: «Жаль Ларису, но она хоть пожила».
«Жмурки» (реж. А. Балабанов)
По-началу новость о съемках Михалкова у Балабанова прозвучала как угроза. Все актеры на площадке шептались: «Вот, сейчас придет Барин и начнет режиссировать». Но у Никиты Сергеевича давно сложилось строгое правило, если тебя позвали играть - нечего режиссировать. И как рассказывает сам Михалков, он Балабанову ничего не советовал. Правда, он полностью поменял свой образ. Изначально у режиссера была задумка сделать Михалкова серьезным паханом в кожаной куртке. А образ смешного мужика в малиновом пиджаке, безмерно влюбленном в своего сына и бесконечно повторяющего «Мамка заругает» придумал тот самый «Барин». Так что... Свое правило не режиссировать в чужой картине - Михалков нарушил.
Сегодня Никита Сергеевич порицается и облагается критикой так же сильно как и в СССР. Если тогда его обвиняли в покровительстве отца (что очень далеко от истины, вспомнить хотя бы то, что Михалков отслужил три года на Тихоокеанском флоте), то сегодня в дружбе с властью и в напускном патриотизме. Никита Сергеевич отмечает, что дружит не с властью, а с людьми, а до высших чинов ему нет дела. Что касается обвинение в патриотизме, то любовь к России является искренней и вечной, об этом говорит его кино, которое он снимает уже на протяжении полувека.
Еще мама учила: Никогда не обижайся! Если тебя хотели обидеть, не доставляй удовольствия тому, кто этого хотел, а если не хотели, то всегда можно простить.