Режиссеры предвоенного кино или дружба с властью
Продолжаю делиться с вами своими текстами об истории кино. Надеюсь, будет интересно. Сегодня расскажу о кино предвоенном.
Дружба с властью - всегда притягательна и опасна. Сегодня ты можешь смотреть на все с высока, но в следующую секунду - пасть в пропасть. Шекспировские времена бесстрашных шутов прошли вместе с Шекспиром. Говорить правду, прикрываясь маской дурака, уже давно стало опасным делом. И поэтому, чтобы заслужить доверие и покровительство приходится лгать, заискивать и угождать. Страшнее всего, когда под крыло власть имущих попадает кинодеятель. Ведь, как мы знаем, важнейшим из искусств является кино...
Война и пропаганда
Война случается внезапно, но по прошествии времени все признают: «Её дух витал в воздухе еще до начала». Готовиться к войне нужно заранее укреплением веры в действующее правительство. Власти в Германии и СССР знали это и на помощь призвали лучших режиссеров своих стран. Гитлер «творил» бок о бок с Лени Рифеншталь, легендарной женщиной, которая не смогла откреститься от роли «личного режиссера Гитлера» до конца жизни. А на Сталина работала целая плеяда во главе с Эйзенштейном и Александровым, снимающим документальные агитки наряду с безобидными музыкальными фильмами о справедливой постройке социализма.
Германия
Лени Рифеншталь
Лени Рифеншталь родилась в благонадежной (как скажут спустя 30 лет) семье в рабочем районе Берлина. Ее отец, Альфред Рифеншталь, владел крупной фирмой по продаже и монтажу вентиляционных и отопительных устройств, мать, Берта Ида, вела хозяйство и занималась семьей. Лени с детства проявляла творческие наклонности и к огромному разочарованию отца стала танцовщицей. Она добилась неплохих успехов на этом поприще и очень много выступала, пока не разорвала связки. Но это ее не отвратило от сцены и немного сменив профиль, Лени Рифеншталь стала актрисой. Симпатия Лени и ее безукоризненное происхождение, сподвигли фюрера сделать предложение Рифеншталь, от которого она не смогла отказаться.
Сотрудничество с Адольфом Гитлером
В 1932 году Лени Рифеншталь побывала на выступлении Гитлера в Берлинском Дворце спорта. Она написала фюреру письмо полное восторга и восхищения. И позже призналась, что Гитлер обладал какой-то таинственной притягательной силой, когда был на публике, и был совершенно обычным при личной встрече и не обладал ни волшебной харизмой, ни устрашающей энергетикой.
«Триумф воли»
И хоть по-началу Рифеншталь отказывалась снимать что-либо для Гитлера, объясняя это тем, что не сможет «сделать фильм по заказу», настойчивая просьба-приказ фюрера сделала свое дело. И в 1935 году Лени сняла документальный фильм о съезде НСДАП в Нюрнберге «Триумф воли». Историки считают его «образцом фашистской эстетики», а киноведы «новаторским документальным фильмом». Специально для съемки был выстроен стадион, проведены репетиции. Фильм снимали 25 операторов, была придумана специальная система лифтов для подвижной съемки с разных точек, а операторы передвигались на роликах. В «Триумфе воли» впервые в истории документального кино использовали панорамную съемку и постановочные кадры. Но несмотря на это, спустя годы, на вопрос о том, гордится ли Рифеншталь своим фильмом, она ответила: «Если бы я знала, что он мне принесет, то ни за что не стала бы его делать».
«Олимпия»
В 1936 году Берлин стал столицей Олимпийских игр. Снимать документальный фильм об этом событии доверили Лени Рифеншталь. Ее новаторские идеи нашли отражение и в фильме о спорте и красоте человеческого духа и тела. На подготовительный период ушел год, а монтаж занял почти два года. Было отснято более четырехсот километров пленки, которую было непросто просто отсмотреть. Только в 1938 году фильм увидели в кинозалах. И он произвел настоящий фурор. Лени соединила документальные кадры с игровыми и выбрала совершенно изумительные и не использованные ранее точки съемок в документальном кино. Репортажные панорамы сменяла замедленная съемка, пассажи с видом снизу комбинировались с субъективной камеры. Каждый кадр нес в себе символический подтекст, а правильно подобранная музыка увеличивала напряжение в кадре. У Рифеншталь получился документальный фильм, который периодами напоминал игровой. Однако все новаторские решения и находки так и остались на втором плане. До конца своей жизни (а прожила она 101 год) Лени Рифеншталь так и не смогла отрешиться от славы «личного режиссера Гитлера» и запятнанной репутации фашистского пропагандиста. После войны Лени Рифеншталь была вынуждена пройти процедуру денацификации. Ее поместили в психиатрическую клинику, где она прошла 9 кругов ада, включающих в себя электошок. Ее признали «сочувствующей нацизму» (то есть пособницей Гитлера), после чего продолжение ее кинокарьеры было уже невозможным. Позже она призналась: «Я никогда не опровергала того факта, что попала под влияние личности Гитлера. Но то, что я слишком поздно распознала в нём демоническое, несомненно, является виной или ослеплением».
СССР
Григорий Александров
Григорий Александров, как и положено любому советскому гражданину, родился в простой семье. Его отец был уральским горнорабочим. Но Григория неуклонно тянуло к искусству. Закончив режиссёрские курсы рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губнаробразе он отправляется в Москву и поступает в труппу Московского первого рабочего театра Пролеткульта. Там он знакомится с Эйзенштейном и вместе с ним отправляется в турне по Европе и США, чтобы научиться звуковому кино. По возвращении Александров снимает агитационный фильм «Интернационал» по личному приказу Сталина и документальный фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов», также отличавшийся восхвалением вождя.
«Веселые ребята»
Не секрет, что без покровительства/одобрения Сталина (или доверенных ему людей) в СССР ничего не снимали и не печатали. Так что становление Александрова как режиссера пришлось на хорошее настроение вождя. Фильм «Весёлые ребята» с Леонидом Утёсовым и Любовью Орловой первоначально воспринимался критиками в штыки. Его обвиняли в отсутствии «революционного пафоса», в копировании американских музыкальных комедий и наконец в халтуре. Но вмешался Максим Горький. Благодаря личным связям он добился одобрения Иосифа Сталина, который выпустил «Весёлых ребят» в прокат. Фильм имел успех и стал «положительным лицом» Совесткого Союза. Сам Чаплин отозвался о нем так: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа». Одобрение Сталина и одновременно восхищение Запада удачно совпали и открыли Александрову путь в режиссуру музыкального кино.
«Цирк»
На дворе был 1936 год, еще не началась война и Советский Союз жил мечтами о постройке социализма «в одной отдельно взятой стране». Григорий Александров вместе с композитором Исааком Дунаевским создали шедевр советского кинематографа -комедийный музыкальный художественный фильм - «Цирк» о жестокой капиталистической системе Запада и о добром Советском Союзе. История циркачки Мэрион эксплуататора немца Франца фон Кнейшица пришлась советским людям по душе а «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»), звучащая в картине, надолго стала неофициальным гимном советского патриота.
Как и в любом деле, Александрову приходилось мириться с заказными фильмами от советского правительства. Взамен он получал возможность снимать то, что любил. И если Лени Рифеншталь признавалась, что была очарована «немецким вождем», то Александров не отрицал свою ненависть к Сталину (правда только близким и шепотом). Когда советские граждане плакали на похоронах Иосифа Виссарионовича, жена Александрова, Любовь Орлова, трепетала от счастья. В семье Александрова эту смерть ждали. «Наконец-то сдох» - прозвучало в марте 1953 на кухне режиссера.