Кипр археологический
Почему я и выбрал местом жительства Пафос, зная, что тут "никакущие пляжи", именно потому, чтобы посмотреть на археологические музеи этого острова.
Т.к. дело было весной, то вместе с остатками древних цивилизаций мне еще удалось посмотреть и красоту природы Кипра.
Вот как это выглядело ...
На фото многое не попало, потому у кого есть побольше времени можете посмотреть мое видео и подписаться на канал:
Фото 2.
Пафос (греч. Πάφος) – город на Кипре, в котором история тесно перемешалась с мифологией. Он считается родиной богини любви Афродиты. В 51 году до н.э. здесь жил проконсул Кипра, знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон. В 45-47 годах сюда принёс слово Божие апостол Павел. Пафос входит в список всемирного культурного наследия Юнеско.
Город разделён на две части – Палепафос («старый») и Неа-Пафос («новый»), он же Като-Пафос («нижний»).
Фото 3.
Палепафос был основан в XII веке до нашей эры, после окончания Троянской войны. Здесь находился известный всему античному миру храм Афродиты. Нео-Пафос был основан последним пафским царём Никоклом в IV веке до н.э.
Город был построен по правилам градостроительной науки, с разбивкой на кварталы, разделением торговой, публичной и жилых зон, с портовой гаванью и высокой городской стеной.
Фото 4.
Новый Пафос стал экономическим и торговым центром, Старый же оставался религиозным центром и резиденцией царей. Во 2 веке до н.э., во время правления Птоломеев, благодаря развитию Пафского порта и его близости к Александрии, сюда была перенесена столица Кипра. Пафос единственный город на Кипре, который имел право чеканить свои монеты. К этому периоду относятся крупные археологические памятники Нового Пафоса: Амфитеатр, Одеон, храм Асклепия, Форум (Агора), здесь были построена храмы Зевса, Афродиты, Аполлона, Артемиды. Кроме того, были обнаружены общественные бани и канализационные каналы – всё это говорит о довольно высоком уровне жизни горожан.
Фото 5.
Библиотеки, театры и гимназии указывают на высокий культурный уровень. Христианские постройки появляются в IV веке, после принятия закона о веротерпимости. Пафос сильно пострадал во время землетрясения 342 года. Столица была перенесена в Саламис. Город заново отстроили, но он уже не смог вернуть себе былой славы. В 647 году, в эпоху арабских набегов, был основан Верхний Пафос – Пано-Пафос (Ктима). К сожалению, обтёсанные камни строений Неа Пафоса были использованы для последующего строительства, были разрушены древние здания и росписи на них. В настоящее время здесь находится Археологический парк Като Пафоса.
Фото 6.
Фото 7.
До наших дней дошла древняя Агора, или Форум, города Неа-Пафос. Это большая городская площадь, имеющая прямоугольную форму и выложенная ровными каменными плитами. Построенная во II веке новой эры, она до землетрясения IV века служила для горожан местом встреч и общения, ведения торговли. По краям Агоры располагались основные правительственные здания.
Фото 8.
Одеон, или римский амфитеатр, также был полуразрушен землетрясением в IV веке. Из 25 рядов в настоящее время одиннадцать отремонтированы и используются по прямому назначению. Здесь могут разместиться 1200 человек, чтобы посмотреть современные постановки древнегреческих трагедий, опер или балетных спектаклей.
Рядом с Одеоном возвышается маяк Пафоса, построенный в 1888 году англичанами. Он хоть и не является очень древним, но с него открывается великолепный панорамный вид на весь Археологический парк и современный Пафос. Но чтобы дойти до маяка, располагающегося на узком кусочке суши, окруженном морем, нужно пройти весь парк и ознакомиться со всеми его сооружениями.
Фото 9.
Другое античное здание Археологического парка – это храм Асклепия, бога врачевания. Он был построен еще во II веке до н. э. и представлял собой комплекс из нескольких зданий. Самое главное из них состоит из нескольких этажей, или террас. Здесь не только поклонялись Асклепию, но и врачевали нуждающихся в помощи людей, обучали этому искусству начинающих лекарей. Асклепион – это прообраз наших современных больниц. В его составе также находится храм, посвященный Аполлону.
Фото 10.
В направлении моря находится крутой каменный склон, весь в больших и малых пещерах. Это древние каменоломни, где брали строительный материал для возведения древнего города. В толще скалы выдолблены базилики периода раннего христианства, в которых последователи новой религии проводили церковные службы. Недалеко от них, также под землей, вырублены в камне катакомбы, носящие имя Святого Ламбрианоса, использовавшиеся первыми христианами для защиты от преследования.
Археологический парк Пафоса – это огромная площадь, обнесенная ограждением, имеющая два входа и несколько выходов. На территории постоянно ведутся раскопки, работают экспедиции из разных стран. Несомненно, что число экспонатов парка будет увеличиваться и древняя земля Пафоса откроет все свои секреты.
Фото 11.
Фото 13.
Фото 15.
Маяк Пафоса − самое молодое строение на этой территории. Он был построен англичанами "всего лишь" в 1888 году. Маяк помогал ориентироваться кораблям при заходе в порт Пафоса. Это один из пяти маяков Кипра, но самый известный из них. Башня маяка имеет высоту 20 метров, да плюс к тому стоит на возвышении. Поэтому получается, что сам фонарь светит в высоты 36 метров над уровнем моря, что делает его очень заметным с воды. Маяк продолжает выполнять свои функции и в наши дни, вспыхивая в вечернее время с интервалом в 20 секунд.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 20.
Фото 21.
Дом Диониса:
Замечательно сохранившиеся напольные мозаики, занимающие немалую площадь в целый уличный квартал, находятся в так называемом доме Диониса. Его хозяин – богатый горожанин Неа-Пафоса, имя которого не сохранилось. В его время, во II веке нашей эры, жилище имело 40 комнат и более 500 кв. метров мозаичных полов. Дом был выстроен на фундаменте еще более древнего жилья, также имевшего напольную мозаику. Теперь вся эта красота с множеством обнаруженных предметов античного быта может быть оценена каждым туристом. К сожалению, не сохранились стены и потолки жилых домов, которые также были богато украшены фресками и лепниной по обычаям тех времен. Жилье Диониса и многие другие строения были разрушены при землетрясениях в IV веке, от которых значительно пострадал весь Неа-Пафос.
Фото 22.
При раскопках был обнаружен атриум, центр жилья, все остальные жилые и хозяйственные комнаты находятся вокруг него. Каждая из них имеет свой неповторимый рисунок мозаики. Самые первые и древние изображения более простые, они выполнены несложным геометрическим узором из необработанной гальки. Присутствует всего три цвета: коричневый, черный, белый. Более поздняя мозаика – настоящее произведение искусства. Это более новые технологии создания мозаичного покрытия, специально произведенная подложка из камней и извести, на на ней выложены рисунки из мелкой гальки, кусочков разноцветного стекла и мрамора, который на Кипр специально завозился и был очень дорогим. Сочетанием стекла и камней различных оттенков достигалось получение большой цветовой гаммы.
Фото 23.
При входе в дом Диониса находится самая древняя мозаика Кипра. Это изображение Скиллы (Сциллы), чудовища, сочетавшего в себе девушку, собаку и рыбу. Рядом – такой же древний симметричный рисунок двух дельфинов. Оба изображения созданы в первом тысячелетии до нашей эры и почти полностью сохранились. Строгий геометрический рисунок, четкие линии, сочетание белого, черного и коричневого – вот отличительные черты самого древнего мозаичного пола.
Если пройти внутрь жилища Диониса, туристов встретят напольные изображения первого тысячелетия уже новой эры. Они выполнены более совершенно, в разных цветовых оттенках, фигуры имеют плавные очертания и точно выражают все движения человеческого тела. Здесь можно увидеть Нарцисса, который не в состоянии оторвать взгляд от своего прекрасного отражения на водной глади, или мастерски выполненное образное изображение Времени и четырех сезонов года.
<lj-spoiler title="ТУТ ЕЩЕ ФОТОГРАФИИ МОЗАИК">Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
Фото 33.
Фото 34.
Фото 35.
Фото 36.
</lj-spoiler>
Все остальные мозаики дома Диониса – это рисунки, традиционные для периода римского владычества над островом. Множество сцен охоты, где сразу угадывается малейшее движение человека или животных, натянутая тетива лука и полет стрелы. Есть и изображения животных, нехарактерных для Кипра, что говорит о разносторонних связях острова с другими государствами. Очень интересны рисунки, повествующие об истории виноделия, о роли в этом бога Диониса, о распространении винопития среди людей: изображены пастухи, ставшие «первыми выпившими вино». Умело и искусно переданы гроздья винограда на вьющихся лозах, различные птицы, клюющие ягоды, точно запечатлен весь процесс сбора урожая. Каждая мозаика имеет пояснительную надпись о том, какие персонажи и сцены изображены.
Замечательны мозаичные цветные рисунки, повествующие о различных мифических происшествиях и историях любви. Посредством множества цветовых оттенков и умелой передачи разнообразных движений человеческого тела древний художник сумел выразить как влюбленность и радость, так и драматизм происходящего, ужас, страх, отчаяние персонажей.
Фото 37.
Жилище Орфея
Руины этого здания были известны еще до Второй мировой войны, но научные раскопки и исследования начались только с 1982 года. За многие годы большое количество ценных артефактов пропало, часть развалин была разобрана на возведение современных построек. То, что удалось сохранить, – это лишь небольшое количество комнат: спален, терм и гостиных. В спальнях полы были земляными, напольные покрытия выполнены мозаикой только в трех других помещениях.
Здание датируется II веком нашей эры, поэтому мозаичные картины там созданы по другой технологии – иначе, чем в жилище Эона. Кусочки мозаики более крупные, меньше цветовая палитра, широко представлены повторяющиеся геометрические рисунки. Благодаря надписи на древнегреческом языке, выложенной художником, стало известно, что первым хозяином этого жилища был римский подданный Тит Гай Реститут.
Но здание зовется не его именем. Дом Орфея назван так благодаря хорошо сохранившемуся самому большому мозаичному изображению этого персонажа, играющего на лире в окружении деревьев и лесных зверей. На двух других мозаиках изображены воинственные амазонки, кони, растения, сцена борьбы Геракла и льва.
Фото 38.
Жилище Эона
Напротив жилища Тесея, на другой стороне древней улицы, находятся руины еще одного очень интересного здания. Его раскопки еще продолжаются, но и то, что уже возможно обозреть, просто великолепно. Это был дом тоже богатого человека, о чем говорит соседство с жильем римского проконсула. Сохранились остатки стен, расписанные уникальными фресками. Большинство комнат выложено напольной мозаикой с несложным геометрическим рисунком, но центральное помещение, предназначавшееся для приема и угощения гостей, является шедевром.
Его напольное покрытие было выполнено в IV веке нашей эры искуснейшими мастерами. Использована очень мелкая мозаика, размером от 2 до 5 мм, имеющая множество цветовых оттенков. Незаметные глазу переходы от одного цвета к другому создают впечатление объемности изображения. Все фигуры людей, животных и птиц, растения и плоды выглядят максимально приближенными к реальности и предстают пред современным человеком как живые.
Центральная мозаика изображает бога правосудия Эона, отсюда и название всего здания. Другие мозаичные картины – это мифологические сюжеты, рассказывающие о соревновании морских нимф и Кассиопеи и об одержанной ею победе, об Аполлоне и Марсии, о Зевсе в лебедином образе и Леде. Несомненно, что при раскопках дома Эона будут еще обнаружены многие мозаики и фрески, предметы культуры и быта, которые расскажут о жизни людей в начале первого тысячелетия новой эры.
Фото 39.
Фото 40.
Фото 41.
Фото 42.
Фото 43.
Фото 44.
Фото 45.
Фото 46.
Фото 47.
Фото 48.
Жилище Тесея – по роскошному убранству и дворцовой планировке, предположительно – дворец проконсула Кипра. Был построен в конце III века и поврежден в IV землетрясением, затем восстановлен и окончательно разрушен в ходе арабских набегов VII века. Самая большая из известных римских построек на Кипре: площадь около 10 тысяч м2, состоит из 100 комнат, формирующих 4 крыла вокруг внутреннего двора. В двух крыльях находились жилые, служебные и общественные помещения, в третьем – административные и обрядовые, в четвертом – обнаружены руины терм. В этом здании мы видим мозаики III, IV и V веков, самая древняя из них – поражение Тесеем Минотавра (отсюда название жилища). В зале для аудиенций частично сохранилась мозаика V века, изображающая сцены рождения и жизни Ахилла.
Фото 49.
Фото 50.
Фото 51.
Фото 52.
Фото 53.
Фото 54.
Фото 55.
Фото 56.
Фото 57.
Фото 58.
Фото 59.
Вот еще немного про Кипр: вот например Дикие американские и домашние кипрские ослики, а вот вопрос - Пафосные ли люди на Пафосе? и Почему на Кипре левостороннее движение?