РАССУЖДЕНИЯ: Психический аппарат человека / Модификация теории Фрейда
Представляю вам на растерзание еще одну находку из моего личного архива. Эгоизм как движущая сила детерминизма в человеческой психике.
......................................................................................................................................
Причина
Человек на протяжении всей свой истории ищет объяснения своим часто необъяснимым, а порой и совершенно нелогичным поступкам, основываясь на выдуманные абстрактные образы и термины, причины которых невозможно полностью подтвердить или опровергнуть, так как на них наложено табу и печать общественного признания. Понятия «честь», «доблесть», «уважение», «любовь», и другие (далее «иллюзии») – продукты развития вида Homo sapiens, и как любой отход развития, оно оставляет ненужные и опасные для жизнедеятельности индивидуумов излишки. Однако, как и любая другая биологическая система, общество может пожертвовать своими отдельными частями (в данном случае – рациональностью, противопоставленной иллюзиям вышеперечисленных понятий) ради блага общей структуры (общество является биологической организацией, так как её элементарная единица – человек). Так, государство отправляет на войну своих солдат, которые умрут во имя своего отечества и восстановят порядок. Конечно, не страны ведут войны, а их люди – война держав есть не более, чем условность. По такому принципу и ведутся «сражения» между лейкоцитами и чужеродными организмами: жертвы кровяных клеток спасают своё тело-носитель, если им удается побороть агрессора.
Таково же и поведение более крупной органической системы – леса, допустим. Хотя лесная структура не имеет центральной области, которая могла бы контролировать процессы внутри него, последние есть не что иное, как детерминация, присущая всему во Вселенной (о предопределенности – позже): одни события вызывают соответствующие последствия, которые развивают следующие последствия и т.д. Таким образом, очевидна аналогия с возникновением такого явления, как любовь, которая является отходом системы: в результате естественного, детерминированного роста и развития леса (аналогично человечеству) появляется более усложненная внутренняя структура – биоценоз (аналогично интеллекту). Отдельные продукты жизнедеятельности такой совокупности организмов в виде размножившихся хищников, стремительно уничтожающих травоядных, или вирус, вызвавший эпидемию и повысивший смертность животных (и то и другое – аналогично иллюзиям), пагубно влияют на состояние системы. Лишь немногочисленные аномалии и случайные отклонения (в соответствии с нормальным распределением Гаусса) в развитии структуры леса, как, например, мутации, являются пожертвованием былой стабильности во благо сохранения системы: лес изменяет свой биоценоз и пищевую пирамиду, а взамен получает шанс не погибнуть. Таким образом, человечество жертвует частицей своей стабильности ради сохранения вида и всеобщего совершенствования.
Мутация в биоценозе леса – отход, так как он повышает энтропию системы и непредсказуемость её процессов, но именно за счет мутации можно сохранить жизнедеятельность и приспосабливаемость леса; то же самое происходит и с человечеством: иллюзии позволяют человеческому виду не уничтожить самих себя (эгоизм безусловно привел бы к этому, не будь таких ограничивающих иллюзий – речь идет о медали с двумя сторонами), но одновременно угнетает интеллект как явление. Наши иллюзии являются побочным эффектом жертв во благо всего вида, так как подавление эгоизма каждого индивидуума – это и есть общество, культура, цивилизация. Развитие интеллектуальное, технологическое, улучшение качества жизни для всех – так сказать, коммунизм в его элементарной форме. Немого страдает один – зато остальные получат, что им требуется. И наоборот.
Есть разные условия, при которых возникают отходы развития системы: появление чужеродного или «родного» агрессора (вызывающего аутоиммунную реакцию структуры) или уступки для внутрисистемных взаимодействий, но в основе всего этого всегда лежит естественная предопределенность самого развития.
Откуда же возникли эти понятия? Для чего они существуют? Какова причина их возникновения? Почему их появление – очевидное следствие истории человека?
Почему же мужчина не без равнодушия смотрит на других девушек, когда у него есть красавица-жена, которую он любит? Почему движения его глаз в большинстве случаев мгновенно контролируются видом красивых изгибов чужого женского тела, при этом он крепко держит за руку свою женщину? Даже когда первичные инфантильные фантазии, основанные на простейших инстинктах сразу проникают в сознание – откуда они берутся, учитывая тот факт, что человек должен быть удовлетворён имеющимися у него благами? Почему существуют люди, не любящие своих родителей, даже когда их пытаются убедить априори-аргументом «это же родители!»? Откуда рождаются практические парадоксы, которые неизбежны для противоположностей под названием «так нужно» и «так хочется»?
Человек не хочет идти на работу, в университет, в школу, в финансовое учреждение. Он не хочет писать музыку, картины и научные диссертации. Чего он на самом деле хочет?
Комплекс
Простота. Именно простота элементов человеческой психики объясняет его на первый взгляд индивидуальное и уникальное поведение, его неповторимый характер и отличный от других людей образ мышления. Ведь психический аппарат - это тот самый океан, мизерные по размеру капли которого и являются элементами всей системы; это тот же лес, деревья которого делают из него целостную структуру. Психика - это система, по своему принципу функционирования не отличающаяся от любых других систем, будь то общество, мозг или автомобиль.
Следственно, психическая деятельность человека (и других организмов, обладающей развитой нервной системой) подчиняется нормальному распределению Гаусса. В большинстве случаев она предсказуема (при достаточном наличии известных фактов, с помощью которых можно рассчитать ожидаемый результат), а в редких - имеет склонность к аномалиям, которые аналогичны экстремальным значениям графика распределения.
Но принцип работы мозга всегда один: как известно, основным инстинктом всех живых организмов – от одноклеточных простейших до млекопитающих – является инстинкт самосохранения. Соответственно, вся деятельность органики направлена на то, чтобы любой ценой выжить – с помощью питания и размножения. Психика (даже в элементарных её проявлениях) устроена так, что организм получает удовольствие в награду за то, что способствует сохранению самого себя и вида: всем нравится вкус еды, когда присутствует голод, и все любят размножаться – удовольствие от спаривания очень и очень большое. Эгоизм, который участвует при этом, есть не что иное как исходный механизм и начальный импульс любого действия, целью которого – самосохранение. Но почему существует тогда такая вещь как контрацепция, которая прямо и бескомпромиссно препятствует размножению, а служит лишь для получения удовольствия? Почему человек вообще делает много вещей, которые противоречат принципу самосохранения и приносят лишь удовольствие (например, курение, культура приема пищи в виде изысканных деликатесов и т.п.)? Ответ прост и с первого взгляда неочевиден – главным двигателем деятельности живых организмов является именно эгоизм. Не эгоизм в широком смысле, когда человек думает только о себе, нет. Человек не всегда думает осознано о себе. Человек всегда действует, исходя из условных и безусловных подсознательных рефлексов, и совершенно не важно, осознает ли он свои действия.
Эмпирические факты, которые основаны на личном опыте и самоанализе, а также на многолетних наблюдениях за поведением людей освещают следующую структуру психики человека: подобно психоанализу Фрейда существует система взаимодействия элементов психики, очень чётко и логично описывающая любое действие или выбор индивида за счет импульсов, исходящих непосредственно и постоянно от подсознательной инстанции Ид. Сама модель находится на ранней стадии разработки, но она уже покрывает большинство логических нестыковок в психологии за счет сведения к элементарному.
Актуальные методологические проблемы психологии как, например, вопрос о влиянии идеального на материальное – проблемы ограниченности научный теорий, основанных в данном случае на мнении, что антропогенная деятельность является результатом свободной воли, неподвластной влияниям из внешнего мира. То есть, современная психология подразумевает, что человек – свободное в своих действиях существо, которое может принимать независимые решения. Кроме того, ученые не любят задавать слишком часто вопросы «почему?» и «какова причина?», в чем и состоит их проигрыш. Однако, с помощью целенаправленного поиска элементарной первопричины, предоставленная ниже метатеория объясняет саму структуру психики, учитывая тот факт, что любое действие есть следствие какой-либо причины со своей собственной переплетенной историей.
Наша психика состоит из двух областей: сознательной и подсознательной. Как у Фрейда, ядром подсознательной области является Ид – инстанция, которая посредством либидо (и исходящего из него влечения к удовольствию) направляет все наши поступки. Сознательная же часть нашего мозга имеет способность к непосредственному восприятию внешнего и внутреннего мира: в ней заключено Я. При этом Я отвечает за функцию прогноза посредством памяти. Именно за счет взаимодействия между рефлексами (условными и безусловными) существует человеческое сознание. Присутствующее же у Фрейда Сверх-Я является лишь результатом процессов, происходящих на фоне Я и Ид, так как оно не имеется у человека с рождения, а приобретается с «негативным» опытом – становлением рефлексов в результате подавления либидо посредством общественной морали, воспитания и т.п.
В общих чертах, протекание простейшего импульса и реакции на раздражитель выглядит следующим образом:
1. Из внешнего мира проникает раздражение, которое возмущает нервную систему;
2. В зависимости от строения Я, раздражение осознанно или неосознанно проникает вглубь психики напрямую к Ид (либидо);
3. Раздражение обрабатывается в Ид – ему подбирается соответствующий инстинкт (например, вид голой женщины вызовет возбуждение мужчины и его последующие действия сексуального характера);
4. Ответный импульс, который должен будет запустить в действие исполнение соответствующего инстинкта, направляется обратно во внешний мир через Я.
5. В разных случаях взаимодействия с сознанием Я существуют два разных варианта обработки импульса:
a. Ответный импульс пропускается Я;
b. Если в Я присутствуют элементы памяти или рефлексов, которые мешают прямому исполнению действия импульса (например, воспоминание о том плохих последствиях при очевидном сексуальном приставании к женщине), ответный импульс превращается в возвратный и направляется снова к Ид для перепланировки действия;
6. Возвратный импульс повторно обрабатывается Ид.
7. Обработанный, искаженный ответный импульс направляется через Я для выполнения действия, соответствующего условиям подсознательной или сознательной памяти и рефлексов.
8. Искаженный импульс приводится в действие – объективно это чаще всего выглядит, как неэгоистичное побуждение.
..........................................................................................................................................................................